Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Его Святейшество Кармапа об охране окружающей среды15 мая 2012 | Версия для печати
Хотя фундаментальные положения многих религий в некоторой степени опираются на идеи защиты окружающей среды, наиболее явно взаимосвязь между духовной практикой и природоохранной деятельностью прослеживается в буддизме.
В 25-м выпуске ежегодного журнала «Conservation Biology» была опубликована статья Его Святейшества 17-го Гьялванга Кармапы, Оргьена Тринлея Дордже, посвященная тесной связи, существующей между буддизмом и проблемами охраны окружающей среды. Кармапа – глава школы Карма Кагью тибетского буддизма, он признан миллионами последователей 17-м перерождением Кармапы в 900-летней истории линии преемственности. В дополнение к роли духовного лидера Кармапа также является активным участником движения в защиту окружающей среды. По словам Кармапы, «любовь к природе и стремление ее защищать» он почувствовал еще в раннем возрасте, когда посадил молодое деревце у источника, пересыхавшего в период засухи. Даже тогда, пишет Кармапа, его считали «необычным ребенком, которому было интересно исследовать близлежащие горы» и наблюдать за дикими животными с близкого расстояния. По мере того как росло деревце, возрастало и его желание способствовать сохранению дикой природы в ее первозданном виде. В своей статье Кармапа отмечает, что в буддизме делается особый упор на разнообразие и взаимосвязанность всех одушевленных и неодушевленных существ и явлений, представляющих вкупе единое целое, и потому эта религия тесно связана с движением в защиту окружающей среды. «Сущность буддизма заключается в сочетании сострадания и постижения пустоты», - пишет Кармапа. «Сострадание в данном случае состоит в осознавании того акта, что каждый человек пользуется плодами «надежд, мечтаний и труда» людей, которых он даже не знает - тех, кто производит продукты питания, шьет одежду, очищает воду, и т.д. Важно понимать, что ничто не существует само по себе, ничто не может существовать вне зависимости друг от друга. «Пустота» же означает отсутствие самостности. Собственное я «пусто», пишет Кармапа, поскольку является непостоянным и неосязаемым, постоянно движущимся, поглощающим и исчезающим. Я, независимо от того, что оно чувствует или какие действия совершает, скорее, можно определить как часть большого организма, концентрацию всех существующих явлений. С точки зрения буддизма, непонимание «пустотности природы собственного я», а также отказ от сострадания, делает нас эгоистичными; а это, в свою очередь, влечет за собой небрежное отношение к окружающей среде. В сущности, мы сами и все, что наиболее тесно связано с нами, обладает не большей ценностью, чем все остальные предметы и явления, продолжает Кармапа. Когда мы делим мир на «я, мое» и «не я, не мое», то отрицаем фундаментальную связь с Землей. Подобная недальновидность «не позволяет нам увидеть взаимосвязь между нашими действиями и их долговременными последствиями». Хотя вопросы защиты и сохранения окружающей среды занимают особое место в религии, в основе которой лежит идея реинкарнации, это не является единственной причиной, которая побуждает последователей буддизма участвовать в движении в защиту окружающей среды, говорит Кармапа. Он приравнивает это движение к движению за права человека. Последнее не только вызвало «революцию в нашем сознании», которая всего за одно столетие привела к перестройке многих обществ, но и послужила причиной появления отдельных личностей, которые верили, что могут повести за собой остальных. Буддийские идеалы, побуждающие нас равностно относиться ко всему и ко всем и, цитируя Ганди, «самим стать той переменой, которую мы хотим видеть в будущем», в равной мере касаются наших отношений, как с людьми, так и с дикой природой и природными экосистемами. Его Святейшество Кармапа убежден в существовании связи между проблемами охраны окружающей среды - вырубкой леса, изменениями климата, чрезмерным использованием земель - и личным выбором, который ежедневно делают люди. Если мы поймем, что экологические проблемы порождаются действиями, которые мы ежедневно совершаем, то вероятно, почувствуем, что можем ими управлять. Его Святейшество надеется, что люди способны «понять, что мы не изолированы друг от друга, что мы являемся единым целым». Это должно помочь преодолеть то безразличие к страданиям и бедам, с которым мы сталкиваемся в жизни. Однако Его Святейшество признает, что сделать это нелегко; у большинства из нас имеются другие важные ежедневные дела и заботы, не оставляющие времени и сил на решение проблем, которые кажутся нам не столь насущными и важными. Кармапа полагает, что наша главная цель должна состоять в [привлечении] всех людей к защите окружающей среды. Ее можно достигнуть, если «[ломать] барьеры и [строить] мосты» - такое мнение нашло отражение во многих статьях ежегодного выпуска журнала «Conservation Biology». Прилагая совместные усилия, мы можем минимизировать уровень потребляемой энергии, научиться жить проще и тратить меньше, а также пересмотреть смысл, который мы вкладываем в понятие «успех»: возможно, следует сместить акцент с личного благополучия и экономического развития на другие ценности, такие, как: щедрость, сострадание и мир. Цели, указанные Кармапой, совместимы со всеми основными религиями, разделяющими подобные основополагающие принципы: жить просто, руководствоваться состраданием и относиться друг к другу с добротой. Ни одна религия не призывает нас к уничтожению природных богатств, наоборот, большинство религий говорят о важности разумного обращения с природой. И Кармапа не ограничивается лишь словами, свои речи он подкрепляет действиями. В 2009 году Его Святейшество основал сеть Кхорьюг (тиб. окружающая среда), в которую вошли тибетские буддистские мужские и женские монастыри, основной целью которых является сохранение природы Гималаев. По словам Кармапы, эти экологические усилия представляют собой «эволюцию от просветленного устремления к просветленному действию», большой шаг вперед не только для последователей буддизма, но и для всего человечества в целом. --- Его Святейшество 17-й Гьялва Кармапа, Огьен Тринлей Дордже. 2011. Путь экологического буддизма: через сострадание и пустотность. Conservation Biology 25 (6):1094-1097. www.buddhistchannel.tv Перевод Светланы Жантиевой Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |