Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с ними

1 апреля 2013 | Версия для печати
| Еще
Молитвенные флаги Тибета. Часть 1.
Молитвенные флаги Тибета. Часть 2.


Молитвенные флаги можно развешивать как на открытой местности, так и внутри помещений. Размещённые внутри или вокруг мест проживания и работы, они наделяют их ощущением гармонии, усиливают атмосферу любви и добра и приводят ум обитателей в состояние, восприимчивое к учению о просветлении. Расположенные на открытой местности флаги передают своё благословение ветру и распространяют мир и добрые пожелания во всех ближайших окрестностях.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиВерёвочные флаги дардинг можно натягивать в горизонтальной плоскости между деревьями (чем выше, тем лучше), между колоннами зданий или вдоль карнизов крыш. Иногда их располагают под некоторым углом. При этом нужно обязательно убедиться, что синий флажок находится выше жёлтого, а ветер-конь смотрит вверх. Любой тибетец скажет вам, что всё, что связано с энергией, непременно должно увеличиваться. (Вспомните шесты яркье: чем выше они были, тем больше удачи они могли принести). В горах нельзя бросать камни вниз по склону (помимо опасности начала камнепада, это снижает внутреннюю энергию человека), а только вверх (если это действительно необходимо). Это же правило действует в отношении каменных пирамид. Материал для них можно приносить только снизу!

Вертикальные флаги дарчен прекрасно смотрятся в садах, на холмах и на любых открытых участках местности, где дуют сильные ветра. Можно создавать целые рощи молитвенных флагов. Лучше всего использовать бамбуковые флагштоки, но подойдут и металлические или пластиковые.

Во время водружения или натяжения флагов необходимо иметь правильную мотивацию. Эгоистические мысли о собственном благе не приносят пользы. Лучше думать так: «Пусть все живые существа во всех сферах обитания получат пользу и обретут счастье». Добродетель, порождённая такой мотивацией, увеличивает силу молитвы.

Благоприятные места

Основное правило при размещении молитвенных флагов – уважение. Хранить и развешивать молитвенные флаги необходимо очень аккуратно. Не следует допускать контакта флагов с землей или грязью любого рода – физического или метафизического. И лучше держать молитвенные флаги отдельно от «кричащих» визуальных форм: если флаг вывешивается рядом с книжной полкой или в проёме окна – это хорошо, рядом с постером любимой рок-группы напротив входной двери – менее удачное место.

Буддизм уделяет большое внимание позитивному и негативному влиянию окружения. Все мы знаем, как важно поддерживать друзей, следующих вместе с нами путём Дхармы. И что лучше избегать дурных попутчиков, по крайней мере, до тех пор, пока мы не выработали драгоценные качества, позволяющие нам не терять самообладание и творить благо в любой жизненной ситуации. Подобная же логика применяется и к молитвенным
флагам.

Вывешивайте их только в тех местах, где люди мало или совсем незнакомые с буддизмом, смогут испытать сильное впечатление от ощущения спокойствия и жизнерадостности, которое они несут. Не пытайтесь при помощи флагов «очистить» загрязнённые места. Для этого необходимо «полномасштабное наступление» с использованием большого количества молитв, подношений и завершающей огненной пуджи (расширенной церемонии очищения и наделения силой). Лучше, чтобы это было место, вызывающее почтение, даже если оно находится на некотором удалении. Помните, ветер играет с расстоянием, для него нет границ, он заполняет собою всё пространство. Если же вы принимаете решение самостоятельно использовать молитвенные флаги в целях очищения, учитывайте тот факт, что флаги – это «пехотинцы» Дхармы, а не «тяжелая артиллерия».

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиВ Тибете, Непале, Бутане и Индии молитвенные флаги вывешиваются на высокогорных перевалах, где они, подобно парусам, которые рвет сильный ветер, взрывают воздух звуками, напоминающими топот лошадиных копыт. Это незабываемое зрелище. Чистое пространство в сочетании с благословением искренней молитвы наделяет наблюдателя такой силой и ощущением ликующей радости, что кажется, нет ничего невозможного, счастье достижимо, а освобождение неизбежно. Если бы мы могли охватить весь мир подобными флагами и избавить его от неподобающего соседства – это было бы здорово!

Но будьте осторожны, даже если ваше сообщество уже проникнуто симпатией к тибетской традиции, всё-таки лучше размещать молитвенные флаги на частной территории. Буддизм не «болеет» миссионерством и не стремится обращать людей из других религий. В своих публичных высказываниях о свободе вероисповедания Далай-лама всегда уважительно отзывается о разных религиях и озвучивает основной принцип буддизма – не обращать людей в свою веру. Поэтому лучше, чтобы молитвенные флаги ни на кого не давили своим присутствием: не стоит размещать их на государственной или общественной территории. Если же вы игнорируете этот совет, будьте готовы к тому, что в публичных местах молитвенные флаги могут сорвать или подвергнуть неподобающему обращению. Если подобное произошло, не воспринимайте это как оскорбление. Отсутствие гнева в таких обстоятельствах только впечатлит других людей и укрепит вашу собственную решимость и преданность Дхарме.

И на Востоке, и на Западе, молитвенными флагами украшают монастыри и ступы. Но не стоит беспокоиться о том, что вы не можете развешивать их в подобных местах. Самое распространённое использование молитвенных флагов – украшение домов и дворов.

Молитвенные флаги, украшающие дверной проём, автоматически благословляют каждого проходящего сквозь него человека. Очень часто молитвенные флаги развешивают на карнизах, между деревьями и крышами, над воротами, ручьями, реками и другими открытыми участками местности. Флаги, натянутые между деревьями создают некое убежище, защищающее от человеческой суеты и беспокойства. Флаги, натянутые между домом и деревом или домом и скалой свидетельствуют о единении дома с природой. Если вы избегаете демонстративности, можно найти участок на заднем дворе, где молитвенные флаги менее официозны и отделяют по-домашнему тихое место. Если же вы истовый поклонник молитвенных флагов, вы можете украсить ими всю свою территорию. А на назойливые вопросы можно отвечать, что это новогодние гирлянды, которые вы весь год забываете снять.

Тибетцы очень любят окружать молитвенными флагами места своей работы, но в этом случае следует получить согласие ваших партнеров. На работе молитвенные флаги будут более явным образом демонстрировать вашу связь с буддизмом. В случае недостойного ведения дел, это может плохо отразиться на вас и на Дхарме и, несомненно, привести к негативным кармическим последствиям. Это не значит, что вы должны быть святыми, чтобы развешивать флаги. Просто позвольте им таким образом настроить вас, чтобы вы вспомнили о том, что просветление достижимо, что добро порождает добро, а безрассудные, гневные и эгоистические поступки всегда ведут к негативным последствиям. Украшение места работы молитвенными флагами действительно усиливает чувство нравственной ответственности.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиНеблагоприятные дни

Если вы вывешиваете флаги в неблагоприятные с астрологической точки зрения дни (тиб. баден), то эффект будет противоположен ожиданиям. В своей повседневной жизни и духовной практике вы будете постоянно сталкиваться с препятствиями. И это будет продолжаться столь долго, сколь долго будут висеть эти флаги. Это правило применимо ко всем типам и разновидностям молитвенных флагов. Поэтому следует избегать развешивания молитвенных флагов в следующие дни тибетского лунного календаря:

– 10-й и 22-й день первого, пятого и девятого месяцев;
– 7-й и 19-й день второго, шестого и десятого месяцев;
– 4-й и 16-й день третьего, седьмого и одиннадцатого месяцев;
– 1-й и 13-й день четвёртого, восьмого и двенадцатого месяцев.

Однако если флаги уже размещены, то снимать их при наступлении неблагоприятных дней не нужно. Это правило относится только ко вновь развешиваемым флагам.

Молитвенные флаги вывешиваются в такие благоприятные дни недели, как, понедельник, среда, четверг, пятница и воскресенье. Традиционно, пятница считается самым благоприятным из всех дней. Если это не противоречит индивидуальному гороскопу, пятница – самый лучший день для многих начинаний.

В соответствии с тибетскими справочниками, особенно благоприятным считается пятнадцатый день лунного месяца. При прочих равных условиях дни возрастающей луны более предпочтительны, чем дни убывающей луны. Точные благоприятные даты для вывешивания флагов меняются из года в год, в зависимости от сочетания звёзд. Для получения подробной информации следует использовать календарь «благоприятных дат», соответствующий году вывешивания флагов.

Если же опустить астрологические особенности, то лучшими будут солнечные и ветреные дни.

РИТУАЛЫ


Развешивая или водружая молитвенные флаги (в зависимости от того, дардинг это или дарчен), тибетцы сопровождают этот процесс различными ритуалами, самый важный из которых – подношение воскурением (подношение дыма) или «дымная пуджа».

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиПодношение дыма

Это ритуал, во время которого совершается сожжение ритуального огня, дым от которого подносится различным существам. Самый распространённый ритуал – подношение санга (тиб. bsang). Санг подносится высшим существам, чтобы привлечь их благословение. Помимо этого очищается и освящается местность, на которой выполняется ритуал, очищаются энергетические каналы людей, совершающих подношение, и привлекается «положительная энергия». Другой ритуал – сур (тиб. gsur). Во время выполнения этого ритуала в огонь помещают пищу, дым от которой подносится существам, пребывающим в бардо, а также голодным духам, чтобы утолить их голод и тем самым умиротворить их (как известно, голодные духи и существа, ожидающие новое рождение, питаются запахами). В качестве субстанции для сожжения используется цампа (тиб. rtsam pa) и смесь белых продуктов – белый сур (тиб. dkar gsur) или мясных продуктов – красный сур (тиб. dmar gsur). Часто подношение санга и сура объединяют в один ритуал и называют его санг-сур (тиб.bsang gsur).

До сих пор до конца не ясно, пришёл ли обычай подношения воскурением вместе с буддизмом из Индии или он уже был распространён в Тибете. Что касается упоминания в индийских текстах, то можно найти несколько ссылок на эту практику. В Гухьясамаджа тантре, например, сказано, что практикующему следует помнить о трёх видах ароматов (благовоний), один из которых – дым от воскурения. Другое упоминание возвращает нас к истории танцовщицы Бхадри из Магадхи, которая пригласила Будду Шакьямуни к себе домой и совершила подношение дыма прямо на крыше своего дома.

Согласно некоторым исследованиям, практика подношения воскурением или подношение дыма начала распространяться в Тибете сразу после первого приезда Тонпа Шерапы (тиб. ston pa gshen rab) или Шенраба Мивоче (тиб. gshen rab mi bo che), основателя традиции бон, проживавшего в царстве Шанг Шунг (тиб. zhang zhung). Это произошло более трёх тысяч восьмисот лет назад. Другие полагают, что этот обычай появился в восьмом веке нашей эры, когда в Тибет был приглашён Падмасамбхава для оказания помощи в строительстве монастыря Самье (тиб. bsam yas). По преданию, царь Трисон Децен (тиб. khri srong lde btsan) страдал неким заболеванием дриб (тиб. grib), вызываемым порчей. Оно появляется в результате контакта с различного рода загрязнениями физического или психического характера, которые оказывают негативное влияние на человека. Находясь, например, в присутствии испорченного человека или другого недобродетельного создания можно «подхватить» его загрязнения и получить психическое расстройство или физическое заболевание. Падмасамбхава рассказал своим ученикам о разновидностях этого заболевания и объяснил, как их лечить при помощи санга. Позднее тибетцы стали добавлять в санг ветви можжевельника, чтобы придать дыму утончённый аромат. Со временем в Тибете сформировалась традиция выполнять подношение санга по случаю приёма высоких лам.

Подношение дыма нужно совершать рано утром в чистом месте на возвышении (это может быть пригорок или крыша дома), свободном от насекомых. Благовония сжигаются в большой курильнице в виде урны вместе с другими субстанциями (ветками можжевельника, лекарственными растениями, цампой, сахаром, маслом и т.д.). Затем выполняется собственно размещение молитвенных флагов в соответствии с их типами (дарчен на флагштоке устанавливается вертикально, а дардинг натягиваются в горизонтальной плоскости или под некоторым углом). Все присутствующие размышляют о четырёх неизмеримых – любви, сострадании, радости и равностности – и визуализируют себя в образе соответствующих божеств. В конце подношения практикующие просят прощения за возможные ошибки, которые были совершены во время ритуала (неправильное произношение слов или неполное прочтение текста) и просят божества удалиться в места обитания. Далее читаются благоприятные молитвы и мантры.

Подношение хатага

Подношение хатага (тиб. kha btags) или, как его почтительно называют, джелдара (тиб. mjal dar), пожалуй, самый известный на Западе обычай тибетской культуры. Это та часть тибетского образа жизни, которая сопровождает человека от рождения до самой смерти. Хатаг – длинный шёлковый или хлопчатобумажный ритуальный шарф, с вытканными или нанесёнными поверх ткани благоприятными символами или мантрами. Он олицетворяет искренность, с которой совершаются подношения, отсутствие дурных помыслов и намерений. Чаще всего можно встретить хатаги белого или кремового цвета, но при желании можно найти хатаги синего, красного, жёлтого и зелёного цветов. Хатаг используется также для выражения взаимной любви и уважения при приветствии.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиУчитывая всё сказанное, неудивительно, что этот ритуал используется и во время развешивания или размещения молитвенных флагов, чтобы подтвердить искренность своих бескорыстных намерений, побуждающих совершить это деяние на благо всех живых существ. Сам процесс подношения не требует специальной церемонии, хатаг просто повязывается на тесьму или верёвку, к которой пришиты полотнища флагов, или на флагшток.

Развеивание цампы

Цампа используется во многих ритуалах в качестве одного из главных ингредиентов. Цампа (тиб. rtsam pa) – это мука из обжаренного ячменя или других злаков (например, пшеницы), основной продукт питания тибетцев. Она может употребляться в пищу в виде муки, как готовый продукт, или замешанной с водой или чаем вместе с маслом, сахаром, тёртым сыром или специями по выбору.

После того, как все участники церемонии развешивания молитвенных флагов произнесли все молитвы и мантры и совершили подношение хатага, каждый из них берёт пригоршню (в наши дни это может быть и щепотка) цампы и подбрасывает её в воздух. При отсутствии цампы можно использовать любую другую муку. Это завершающее действие, после которого все собравшиеся искренне радуются этому добродетельному событию и благоприятному дню.

Поскольку найти письменные источники, проливающие свет на происхождение этого обычая не удалось, приходится полагаться на устные комментарии. Говорят, что появился он задолго до распространения буддизма в Тибете. Местное население в то время, как впрочем, и на протяжении многих веков и после этого, по роду своей деятельности делилось на две категории – земледельцы (тиб. zhing pa) и скотоводы (тиб. 'brog pa). Земледельцы часть своего урожая в конце года подносили богам, чтобы задобрить их и обеспечить себе их покровительство. Поскольку основу земледелия составляли зерновые культуры и в частности ячмень, то цампу или любую другую, находящуюся в наличии муку было принято развеивать в воздухе.

С распространением религии бон обычай «подбрасывания» цампы в воздух широко распространился среди остальных категорий населения и сохранился в Тибете даже после прихода буддизма. Приблизительно с седьмого века он уже используется в церемониях коронации и вступления в официальную должность. А позднее входит в повседневную жизнь и его совершают во время празднования любого праздника. Приблизительно с тринадцатого века подобным образом отмечают любое важное событие в
жизни тибетцев.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиСуммируя вышесказанное, можно сказать, что в наше время ритуал развеивания цампы в воздухе выполняется для того, чтобы совершить подношение божествам, привлечь их благословение и защиту, выразить благие пожелания в отношении собственной жизни, а так же в отношении жизни всех живых существ.

Благословение молитвенных флагов

Ниже приведена церемония благословения молитвенных флагов монахами, которую в своё время записал Роберт Турман. Читая инструкции к этой церемонии на тибетском языке, он диктовал их приблизительный перевод на кассетный проигрыватель. Когда же он спросил своего наставника о том, кто может выполнять этот ритуал, выяснилось, что изначально он был разработан для монахов, но совершить его может любой человек, имеющий посвящение, правильную мотивацию и знания.

Наденьте свой (дхармический) головной убор и разбросайте горчичные семена. Прочитайте мантру Хаягривы: «Ом Шрии Падманта Кирт Вадрачрода Хаягрива Хула Хула Хум Пэй». Повторите её ещё три раза, усмиряя тем самым существ четырёх направлений. Затем трижды прочитайте мантру: «Ом Е Дхарма Дхету Прабхавах Хетун Тешам Татхагата Хьявадат Тешам Лхаё Ниродхо Эвам Вади Маха Шрамание» или «Великий Владыка сказал, что все явления происходят из причин, объяснил, что является этими причинами и как их пресечь. Так говорил великий отшельник». Прочитав мантру, вы должны представить буквы этой мантры, написанными золотой пылью. Они растворяются в пространстве и разносятся ветром во всех направлениях.

Представьте также, что упомянутые выше божества появляются перед вами и растворяются во флагах. Затем скажите: «Пусть Будды и бодхисаттвы десяти направлений вспомнят обо мне и обо всех живых существах, число которых беспредельно, как небо. О тех, кто не достиг просветления. И пока мы не достигли просветления, пусть и они не переходят в состояние Нирваны, а остаются с нами. И пусть останется эта опора (подразумеваются флаги), которая ныне возводится здесь. Пусть божества, которых я пригласил, взглянут на меня и на тех, кто находится рядом, и одарят нас. Пусть кладезь благого – продолжительная жизнь, благосостояние, слава, могущество, радость и удача – преполняется больше и больше и станет всеобъемлющим. Пожалуйста, помогите осуществить это!»

Повторите это пожелание трижды и продолжайте: «Пусть эти божества предстанут предо мной в своём ваджрном облике». Повторите трижды. Скажите: «Увеличьте продолжительность жизни и жизненную силу всех, кто здесь находится. Укрепите наше здоровье, увеличьте нашу силу, наделите нас удачей. И, пожалуйста, избавьте нас от препятствий этого года, этого месяца, этого дня и планетарных препятствий! Подобно драгоценности на вершине Знамени победы, пусть эту процедуру венчает специальное божество-покровитель, а все практикующие достигнут успеха в своей практике и пусть все несравненные высшие ламы-учителя даруют нам счастье, удачу и успех. О, попирающая четырёх демонов в центре лотоса Херука, великая йогиня бессамостности, пусть все живые существа наслаждаются счастьем, удачей и успехом!»

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиЗатем добавьте: «Принявший ранее в присутствии Будды Ваджрадхары обет исполнять священную Дхарму, просит ныне благословения и защиты от препятствий. Пусть покровители Дхармы и защитники принесут удачу тому, кто давным-давно в присутствии Будды Ваджрадхары принял обет защищать Дхарму и помогать всем изучающим её. Пусть великий царь-защитник северного направления Вайшравана, повелитель нагов и владыка божеств-хранителей спрятанных сокровищ, также даруют удачу!».

Закончите благословение следующими словами: «Здесь, в это время и в этом месте мы совершили воззвание, и пусть на небесах или на земле мы достигнем славы своей добродетели, чистой подобно луноликой лилии!».

Нетрадиционное использование молитвенных флагов


Буддисты, строго придерживающиеся канона, в один голос возражают против размещения символов Дхармы на головных уборах, майках, свитерах и на другой одежде. Это же возражение распространяется и на использование в качестве элементов одежды молитвенных флагов. Это, по меньшей мере, непочтительно. Одежда с течением времени загрязняется, и никакие символы Дхармы, включая молитвенные флаги, не должны её «украшать».

Более того, следует исключить «случайное обхождение» с молитвенными флагами. Вещи, используемые случайным образом, неизбежно контактируют с грязью. Поэтому, при покупке, хранении, транспортировке молитвенных флагов следует помнить о величии учения, которое они представляют, и обходиться с ними соответствующим образом. У тибетцев, к слову, есть очень красивые ритуальные сумки, в которых они хранят и переносят только молитвенные флаги и необходимые для проведения ритуалов компоненты.

Ещё один спорный способ использования молитвенных флагов, регулярно встречающийся в Азии, это украшение ими кабин такси, легковых и грузовых автомобилей. Помимо неизбежного соприкосновения флагов с отходами работы двигателей и дорожной пылью, они существенно ограничивают видимость водителю, а это очень опасно. Тем не менее, любой, кто знаком с буддизмом не понаслышке, знает об одновременном существовании многих уровней реальности. Поэтому водителя, драпирующего флагами пыльную приборную панель своего автомобиля, можно рассматривать в качестве современного Падмасамбхавы, ибо его ужасная манера вождения с помощью устрашения подвигает нас к духовному совершенствованию.

Молитвенные флаги и современный Тибет

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиСамое священное место паломничества в Тибете – гора Кайлас, ось мироздания для последователей буддизма, индуизма, джайнизма и религии бон. Паломничество к Кайласу непременно включает посещение двух самых известных мест, где размещаются молитвенные флаги. Кайлас – одно из тех немногих изолированных мест в Тибете, где китайские власти допускают публичное совершение религиозных ритуалов. Цель такой напускной толерантности – позволить западным туристам-паломникам потратить немного денег и сообщить на родину, что китайская оккупация «не так уж и плоха».

Крутые склоны, защищающие Кайлас, изобилуют сотнями богатых историей святынь и «мест силы». Множество каменных пирамид буквально «трепещет» развивающимися молитвенными флагами. Две важнейшие святыни, связанные с молитвенными флагами, это «Великий шест свободы» или Тарбоче (тиб. dar po che), расположенный в самом начале тридцатидвухкилометрового маршрута ритуального обхода Кайласа и скала Долмы (Тары) в самой труднодоступной его части.

Пятнадцатого мая каждого года в день рождения, просветления и паранирваны Будды Шакьямуни (Сага Дава) Великий шест свободы, высота которого около двенадцати метров, опускают, к нему крепят нити новых молитвенных флагов и снова водружают на место. Весь год паломники добавляют к нему нити своих молитвенных флагов, до тех пор, пока он не превращается в толстый радужный ковёр. Во время ритуала звучат трубы, бьют барабаны, грохочут тарелки, подносятся благовония, хором читаются мантры, а затем специально обученные монахи после совещания делают предсказание на следующий год.

Приблизительно в двадцати двух километрах по маршруту ритуального обхода находится самый священный в Тибете перевал, названный в честь Тары или Долмы (тиб. sgrol ma), символизирующей матерь-землю этого региона. Как гласит предание, рождённая слезами Будды Сострадания, Тара воплощает «сострадание в действии». Молитвы, обращенные к ней, как и молитвы христиан, обращенные к Божьей матери или Деве Марии, находят очень быстрый отклик. Она исцеляет болезни, утешает нищих и оскорблённых, ободряет умерших и умирающих. Именно Тара под видом тринадцати шакалов провела по этому, ставшему позднее широко известным, маршруту первых паломников и исчезла в огромной каменной скале, носящей ныне её имя. Сегодня эта скала, напоминает лоскутное одеяло, прошитое нитями тысяч флагов, прядями волос, предметами одежды и обуви тех, кто смог, и тех, кто не смог совершить это опасное путешествие к самой известной святыне Тары.

Луч надежды


Современная Лхаса, столица Тибета, большую часть населения которой составляют переселенцы из Китая – ханьцы, утопает в ночных клубах и караоке-барах и содрогается от проблем, связанных с распространением наркотиков и проституции. Буддистам же здесь официально запрещены публичные встречи и собрания. В монастырях прозябает по горстке монахов и, по крайней мере, один из них – информатор властей.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиГлотком свободы на этом фоне выглядит разрешение властей на вывешивание молитвенных флагов. Ещё бы, ведь это хорошо для туризма! Зимний дворец Далай-ламы Потала, самый известный символ Тибета, так же как и шестьсот лет назад, украшен молитвенными флагами. Но Его Святейшество не может благословить ни эти флаги, ни его многочисленных последователей, которых ожидает серьёзное наказание даже за хранение почтовой открытки с его изображением.

Однако тибетцы верят в чудо. Они знают, что тёмная полоса обязательно сменяется светлой. Когда только что бежавшего из Китая Кармапу, третье лицо в буддийской иерархии Тибета, на первой встрече с международной прессой спросили, собирается ли он когда-нибудь вернуться в Тибет, он ответил: «Я вернусь вместе с Далай-ламой!». Китайские коммунисты, тем не менее, считают Далай-ламу воплощением зла и врагом номер один.

Тот, кто не определился в своём отношении к буддийской доктрине, но решил разместить молитвенные флаги из солидарности с народом Тибета, может прочитать во время развешивания следующую молитву: «Пусть Далай-лама и Кармапа вместе увидят Лхасу в течение этой жизни!» Такая мотивация может принести вам гораздо больше счастья, чем мысли о собственном благе. То, что вы отдаёте, возвращается к вам преумноженным,
то, что вы пытаетесь удержать в своих руках, обращается в пыль. Развешивайте лунг-та на благо других и хорошие вещи непременно произойдут в вашей жизни. Это пример «мудрого эгоизма».

Молитвенные флаги и время

Молитвенные флаги можно назвать инструментом или даже механизмом Дхармы. И как любой хорошо обслуживаемый механизм этот способ «благословения ветра» может создавать иллюзию вечного двигателя. Но ничто, кроме, конечно, состояния просветления, которое остаётся и целью, и вдохновением, не является вечным. Со временем, полотнища флагов изнашиваются, превращаются в лохмотья, выцветают и теряют нанесённый на них текст. Когда флагов слишком много или же они беспорядочно размещены, они теряют свою величавость, достоинство и уже не соответствуют учению, которому они служат. Тибетцы придерживаются традиции сожжения старых флагов и совершают этот ритуал в конце года по тибетскому календарю. По иронии судьбы, западные буддисты, достигшие совершенства в осуществлении принципа «новый год – новая вещь», отвергают его, когда дело касается молитвенных флагов. Такое своеобразное романтическое отношение к молитвенным флагам приводит к тому, что они буквально рассыпаются, растворяются в воздухе.

Молитвенные флаги содержат священные символы и мантры. И относиться к ним стоит соответственно. Даже после снятия пришедших в негодность флагов, не следует класть их на пол или держать в захламлённых местах. Их следует предать их огню, чтобы дым смог вознести их последнее благословение на небеса.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиВ прежние времена молитвенные флаги предавались огню в специально оборудованных курильницах. Их сжигали вместе с ветками можжевельника и специальными пилюлями. Этот процесс сопровождался чтением мантр и молитв. Конечно же, молитвы, нанесённые на флаги сжечь невозможно, их энергия подхватывается новыми флагами. Те же мантры, те же божества, то же состояние ума. Всё то же самое. Меняется только хлопок.

Флаги своими руками

Мы познакомились с традицией использования тибетских молитвенных флагов, что позволяет нам правильно и осознано вносить с их помощью свой небольшой вклад в дело установления мира и гармонии во всём мире. Но помимо этого, как говорят наши современные духовные учители, мы можем изготавливать молитвенные флаги и самостоятельно. Чогьял Ринпоче, например, предложил специально для нашего времени разработать новый дизайн молитвенных флагов. На них, по его словам, могли бы быть нанесены мантры, молитвы и священные символы разных религий. Эта идея уже получила свое воплощение во многих странах.

Некоторые интернет-ресурсы дают как общие, так и конкретные советы и предложения по самостоятельному изготовлению молитвенных флагов.

Самое главное, что вам нужно – мотивация, а также небольшой кусок ткани, фломастеры или готовые печатные изображения. Вы можете воспроизвести на флагах свои любимые молитвы, мантры, вдохновляющие вас сутры или поэмы, или же придумать новые благопожелания, несущие благословение этому миру. Вы можете украсить их уже известными образами и символами или же придумать их сами. Не забудьте оставить сверху небольшую кромку, чтобы пришить ваши флаги к тесьме или тонкой верёвке, и расположить разноцветные полотнища в правильном порядке. И помните о правильной мотивации! Тогда благословение ваших флагов принесёт пользу и вам самим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как мы уже упоминали, большинство традиционных тибетских молитвенных флагов производится сегодня в Непале и в Индии тибетскими беженцами или непальскими буддистами. В этих странах очень сложно встретить флаги из хлопка хорошего качества, почти все они печатаются на ткани из полиэстера или нейлона. Тибетцев не смущают флаги из неплотных, полупрозрачных тканей, которые позволяют ветру легко проникать сквозь полотнища флагов. Однако западные последователи буддизма более щепетильны в отношении материала и предпочитают ткани хорошего качества.

Молитвенные флаги Тибета. Размещение и обращение с нимиСинтетика или хлопок? Выбор за вами. Некоторые считают, что синтетика более долговечна, другие находят, что она быстрее выгорает на солнце и обесцвечивается. Бесспорно, флаги из хлопка имеют более насыщенные цвета и наносят меньший вред окружающей среде. Ветер иногда срывает гирлянды флагов и прячет их в скалах или на деревьях, а птицы обожают «украшать» ими свои гнёзда. Хлопок быстрее распадается в естественных условиях и из этих соображений он поедпочтительнее. Функция же и сила молитвенных флагов от выбора ткани совершенно не зависят.

Тему молитвенных флагов сопровождают многочисленные дебаты и научные споры, которые ведутся относительно истории Тибета в целом и относительно происхождения и толкования различных терминов и символов. Мы с вами едва к ним прикоснулись.

Сочетая в себе элементы преходящего тленного мира и непреходящего вечного, подобно бесконечному узлу, молитвенные флаги символизируют никогда не наступающий финал и непрерывность священной Дхармы. Будучи выражением великодушия, милосердия и любви, от момента своего создания и до передачи последнего благословения они остаются лишь тем, чем вы их наполняете.

Пусть ваши флаги увеличат вашу энергию, укрепят здоровье, принесут вам удачу, счастье и ясное понимание учения Будды, которое создавалось с единственной целью – избавить всех обитателей этого мира от страданий и наделить их счастьем!

Таши Делег! Сарва Мангалам! Всех Благ!

Юрий Пучко, Елена Старовойтова
Автор идеи: Елена Старовойтова

Просмотров: 28959  |  Тэги: лунгта, молитвенные флаги

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru