Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Бурятии открывается фонд в честь Бидии Дандарона17 ноября 2014 | Версия для печати
14 ноября начал работу благотворительный фонд «Дхармарадж», в память об известном йогине, учёном из Бурятии Бидии Дандароне. Он открыл серию мероприятий, посвященных столетию со дня его рождения, сообщает http://www.baikal-daily.ru.
"Задача фонда – увековечить имя Бидии Дандаровича, священнослужителей, пострадавших в годы репрессий, поддерживать учёных-востоковедов, занимающихся буддизмом", - сообщил на брифинге представитель фонда Игорь Озеров. Он занимается сайтом фонда dandaron.com. Бидия Дандарон известен как один из тех, кто повлиял на решение Сталина о возведении Иволгинского и Агинского дацанов, отмечают организаторы фонда. В рамках празднования этой даты уже открылась выставка в Национальной библиотеке, проект «Дорога к храму». 29 ноября состоится юбилейный марафон, вечер памяти «Буддийские сподвижники», а 11–12 декабря – научно-практическая конференция «Философское наследие Бидии Дандарона». ДАНДАРОН Бидия Дандарович (1914-1974) — тибетолог, буддолог, крупнейший буддийский религиозный деятель в послевоенные годы на территории СССР. Родился в с. Кижинга, Бурятия. Отцом Дандарона был лама-философ Доржи Бадмаев. В детстве Дандарон посещал монастырскую школу, где изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. Мальчик был признан перерождением хамбо-ламы Джаягсы-гэгэна, настоятеля одного из монастырей в Гумбуме, на северо-востоке Тибета, посетившего Бурятию в 1894-м и 1910 годах. В июле 1921 года духовный лидер бурятских буддистов Лубсан-Сандан Цыденов, провозгласивший в 1919—1920 на землях хоринских бурят теократическое государство, передал Дандарону титул Царя Учения — Дхармараджи. Преследования со стороны местных бурятских властей вынудили Дандарона Б.Д. уехать в Ленинград, где он учился в 1934-1937 г. в институте Авиаприборостроения, одновременно посещая лекции тибетолога Вострикова А.И. В 1937 арестован. 3 июня того же года осужден Военным трибуналом ЛВО по ст.58-10, ч.1 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Определением ВК ВС СССР срок снижен до 7 лет. Отправлен в один из сибирских лагерей, где участвовал в работе нелегального кружка философов-неокантианцев и сам возглавил группу, занимавшуюся буддийской философией и йогой. Написанный им труд («Черная тетрадь») конфискован при лагерном обыске (впоследствии найден в архивах КГБ и издан). В лагерях Дандарон приобрёл первых учеников, среди них были два немца и поляк Кокошка. Перед выходом из лагеря Кокошка сделал ложный перелом руки и, спрятав под гипс листы рукописи Дандарона «Необуддизм», вывез её на Запад. Основной идеей рукописи был синтез буддийского учения гелуг с современной европейской философией и наукой. Между отсидками Дандарон вместе с ламой Падма-Доржи написал ходатайство Сталину о возрождении буддийских монастырей в Бурятии. На письмо последовала быстрая реакция: в 1946 году возродился Агинский дацан, в 40 км от Улан-Удэ началось строительство Иволгинского дацана. По директиве НКВД, НКЮ и Прокуратуры СССР от 23 октября 1942 освобожден 4 февраля 1943 из мест лишения свободы Амурской области. Отправлен на поселение, откуда бежал (по этому делу реабилитирован в 1958*). Повторно арестован 3 ноября 1948 г. 17 августа 1949 ОСО при МГБ СССР осужден по ст.19 и 58-1а, 10, ч.1 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. Освобожден 19 июня 1956 по решению специальной комиссии (действовавшей на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1956) из мест лишения свободы МордАССР (со снятием судимости). В 1956-1972 г. сотрудник Бурятского института общественных наук (БИОН), куда принят для оказания помощи в переводе тибетских книг. Вскоре проявил себя как выдающийся буддолог и тибетолог. Вернувшийся в Россию в конце 1950-х Ю. Н. Рерих высоко ценил труды Дандарон и намеревался издать некоторые из них в возрожденной им серии Bibliotheca Buddhica. Среди опубликованных трудов Дандарон — ряд важных статей по религии, метафизике и психологии буддизма, перевод буддийских текстов, публикаций, посвященные описанию Тибета. фонда БИОН, и др. Как буддийский религиозный деятель первый обратил свою проповедь к европейцам: среди его учеников — жители Москвы, Ленинграда и др. городов России, прибалтийских республик. Это явилось одной из причин особой неприязни к Дандарон бурятских коммунистических властей, которым он всегда служил, по словам А. М. Пятигорского, «живым напоминанием об их отступничестве от прежней культуры и о невозможности реального принятия ими никакой другой». Вокруг Дандарона сформировалась община, в которую входили несколько десятков человек из Петербурга, Москвы, Тарту, Вильнюса. Некоторые из его учеников работали в Восточном отделе Музея истории религии и атеизма (Казанский собор). Сотрудники музея регулярно ездили в Бурятию в археологические экспедиции. В Ленинграде Дандарон создал буддийскую общину, за что в 1972 году был арестован и обвинен в «организации буддийской секты» и обвинен по ст.227, ч.1 УК РСФСР («Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религ. обрядов») и 147, ч.3 («Мошенничество»). Попытка следствия организовать большой антибуддийский процесс со многими обвиняемыми сорвалась из-за полного отсутствия доказательств обвинения и широкой огласки происходившего в научных кругах СССР и за его пределами. Четверых учеников Дандарон заключили в спецпсихбольницы, остальных вынуждены были освободить, но лишили работы (так же поступили и с родственниками Дандарон). Сам Дандарон 25 декабря 1972 г. на основании явных лжесвидетельств и «экспертизы» «буддолога в штатском» К. М. Герасимовой был приговорен народным судом Октябрьского района г.Улан-Удэ к 5 годам ИТЛ. В лагере (пос. Выдрино, БурятМонгАССР) подвергался преследованиям, написанный им труд конфискован при лагерном обыске. В октябре 1974 года Дандарон не раз уходил в самадхи. Он предупреждал сидевших с ним, чтобы в это время его не трогали, и сокамерники к этому привыкли. Однажды он объявил о семидневном «уходе»: «не будет дыхания и сердце не будет биться». И он действительно ушёл 26 октября 1974 года. В 1997 г. ученик Дандарона Ю. К. Лавров организовал поездку в Выдрино и извлечение праха Учителя из могилы. В течение года прах хранился на родине Дандарона в Кижинге. На вершине горы Тэбхэр Майла в тайге в 15 км от с. Кижинга в долине р. Кудун началось строительство ступы Дандарона. Строительство велось силами последователей традиции Дандарона, жителями Кижинги, Улан-Удэ и приехавшими учениками учеников Дандарона из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Кременчуга и Челябинска с 1997 по 2005 годы. Место для ступы было выбрано в ста метрах от руин ступы, которую в 1966 г. строил своему отцу Агвану Синам Тузол Доржи сам Б. Д. Дандарон (она была разрушена советской администрацией). В 1998 г. на этом месте был захоронен прах Дандарона. В апреле 2002 г. умер автор проекта ступы Ю. К. Лавров. 15 октября 2003 г. водружен купол сферы Ступы. В Москве Нестором Парастаевым было изготовлено сваямбху внешней ступы (луна сделана в виде лодки, солнце как шар, а объёмное бинду — с тремя изгибами). 15 июля 2004 г. сваямбху было водружено на шпиль Ступы. Рисунок глаз был выполнен Елены Макаровой в 2005 году. 18 июля 2005 года была завершена покраска Ступы. К этому времени на гору съехались родственники Дандарона и жители Кижинги и Усть-Орота — вместе со строителями около семидесяти человек. Был проведён ритуал Сокшод и праздничное пиршество. В настоящее время последователями Дандарон в Санкт-Петербурге издается религиозно-философский журнал «Гаруда». (Биография опубликована на сайте dandaron.com). Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |