Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Кызыле состоялась интронизация нового Камбы-ламы Республики Тыва13 декабря 2014 | Версия для печати
Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Гьятсо (Байыр башкы) во время церемонии интронизации. Фото: Саяна Монгуш. В тувинской столице 11 декабря состоялась церемония интронизации Седьмого Камбы-ламы (верховного ламы) Республики Тыва, избранного 13 ноября на VII внеочередном съезде тувинского духовенства, передает Саяна Монгуш. Нового Камбы-ламу Республики Тывы Лопсана Гьятсо поздравили представители буддийского духовенства Бурятии, Калмыкии, буддийского храма в Санкт-Петербурге «Дацан Гунзэчойнэй», Кызыльской епархии Русской Православной Церкви во главе с епископом Феофаном, а также представители светской власти и широкой общественности. Как сообщает сайт Официальный портал Республики Тыва, «пройдя по белой шелковой дорожке под звучание буддийской мелодии, Камбы-лама Республики Тыва воссел на “Львиный трон”, установленный на сцене, украшенной танками с изображением Будды. После этого четверо кенсур-лам, носивших ранее титулы Камбы-ламы республики, вручили своему преемнику главные атрибуты духовной власти руководителя всех буддистов Тувы – “Лотосовую корону”, сутру, статуэтки Будды и буддийской ступы-субургана. Вслед за этим они совершили ритуальное подношение мандалы новому Камбы-ламе». Принесением священной клятвы новым Камбы-ламой хранить заветы буддизма и заботиться о духовном просвещении верующих закончилась каноническая часть церемонии интронизации. В своей поздравительной речи глава республики Тыва Шолбан Кара-оол обозначил важную историческую роль, которую буддийское духовенство сыграло в просвещении тувинского народа, напомнив о выдающихся ламах прошлого века. Они являлись, по сути, учеными, разработавшими первый тувинский алфавит и письменность. Шолбан Кара-оол напомнил, что в досоветский период в Туве также действовал институт Камбы-лам. «Один из выдающихся духовных лидеров прошлого, Пандито Камбы-лама Танну-Тувинской Народной Республики, достигший высочайшего сана геше-лхарамба также был наречен буддийским именем – Лопсан Чамзы. … Он родился в 1844 году в знатной семье, в местечке Устуу-Ишкин Даа-кожууна. В возрасте 6 лет его отправили в Ургу, где он начал постигать азы буддизма. В 16 лет он уже учился в Тибете, в знаменитом монастыре “Лавран”, где по истечении нескольких лет ему был присвоен высокий титул геше-лхарамбы – доктора буддийской философии. Вернувшись на родину, он стал духовным лидером тувинцев – Пандито Камбы-ламой Урянхая. Нойон Даа-кожууна Хайдып приходился братом Камбы-ламе, вместе они занимались укреплением буддийской веры в Чадане, приглашали высоких буддийских священнослужителей из Тибета и построили известный наш буддийский храм Устуу-Хурээ. Лопсан Чамзы был очень образованным и, в самом лучшем смысле, прогрессивным человеком, мудрым наставником всех верующих», − рассказал Шолбан Караа-оол. Глава Тувы Шолбан Кара-оол выступает на церемонии интронизации Седьмого Камбы-ламы (верховного ламы) Республики Тыва. Фото: Саяна Монгуш. По словам главы республики, имя Лопсана Чамзы связано с отмечавшимся в сентябре 100-летием единения России и Тувы. «28 сентября 1913 года он первым обратился к Николаю II с просьбой о принятии Урянхайского края под свое покровительство. Камбы-ламу поддержал и самый влиятельный в то время политик Тувы – нойон Даа-кожууна Монгуш Буян-Бадыргы. Это решение оказало влияние на правителей 17-и сумонов Бээзи-кожууна, которые спустя месяц выступили с аналогичным прошением. Во все времена, будь то 100 лет назад или сейчас, Камбы-лама – это высочайший пост, которого достойны только самые уважаемые и признанные среди духовенства люди», − подчеркнул Шолбан Кара-оол. Глава республики выразил надежду на то, что Седьмой Камбы-лама станет «достойным примером настоящего учителя и мудрого наставника, уделяющего большое внимание укреплению непреходящих ценностей буддизма – добра, милосердия, искренней любви и уважения ко всем живым существам». Глава республики поделился тем, что имел счастливую возможность лично встречаться и с Его Святейшеством Далай-ламой XIV и Святейшим Патриархом Кириллом. Оба духовных лидера побывали в Туве, освятив ее землю своим присутствием. «Мы всегда будем помнить светлые моменты визита Его Святейшества Далай-ламы в 1992 году. Его приезд дал огромный импульс развитию буддизма, возрождению буддийских традиций веротерпимости, толерантности и, конечно, сострадания ко всем живым существам», − подчеркнул Шолбан Кара-оол. Глава республики провел затем церемонию награждения. За вклад в развитие духовно-нравственной культуры тувинского общества памятными юбилейными медалями «В ознаменование 100-летия единения России и Тувы и 100-летия основания г. Кызыла» были награждены буддийские ламы Куулар Долаан Михайлович, Норбу-Самбуу Март-оол Николаевич, Сат Апыш-оол Шууракаевич и Хертек Аганак Щорсович. Камбы-лама Республики Тыва Лопсан ГьятсоКак сообщалось ранее, седьмой Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Гьятсо (Байыр башкы) родился в 1976 году в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района. С 1994 года он проходил обучение в Дхарма-центре в г. Кызыле. С 1996 года обучался в Гоман-дацане в Индии. С 2009 года по настоящее время исполнял обязанности Камбы-ламы Тере-Хольского хурээ «Чыргалан».В представленной на выборах программе Лопсана Гьятсо (Байыр Башкы) первым пунктом указано повышение культуры поведения (соблюдение винаи) тувинскими священнослужителями. Немаловажным новоизбранный Камбы-лама также считает налаживание отношений и служебных контактов с духовенством буддийских регионов России и Монголии. Более широкое использование возможностей мировой Сети в духовном просвещении верующих и усиление разъяснительной работы с населением по преодолению социальных проблем, связанных с духовным и физическим здоровьем людей. Первым в постсоветское время обязанности верховного ламы Тувы исполнял Казак Оргудаевич Сандак (1918‒1997). Вторым по счету, но официально первым на новый пост «Камбы-лама Тувы» в октябре 1997 года был избран Аганак Хертек. В 1998 году кратковременно, по желанию буддийской сангхи, обязанности Камбы-ламы исполнял тибетский монах Пенде Гьялтсен, которого в 2000 году сменил Еше Дагба (в миру Долаан Куулар) ставший третьим Камбы-ламой. 28 марта 2002 года его официально сменил четвертый Камбы-лама Март-оол Норбу-Самбу. Пятым Камбы-ламой в 2005 году был Джамбел Лодой (Апыш-оол Сат). С 2010 г. шестым Камбы-ламой Тувы стал Тензин Цультим (Николай Куулар). Фоторепортаж о событии Саяны МонгушПросмотров: 11317 | Тэги: Тува, Камбы-лама
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |