Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Дхарамсале прошел третий день учений по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»12 июня 2016 | Версия для печати
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 9 июня 2016 года – Его Святейшество Далай-лама начал утро с извинений, поскольку пришел в храм несколько позже назначенного времени. Он объяснил, что у него была встреча с членами парламентского комитета по делам неприкасаемых, ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии.
Его Святейшество заметил: «Я питаю к Индии огромное уважение, ведь это самая густонаселенная демократическая страна мира с сильными традициями ахимсы». Члены буддийского общества «Наланда Шикша» читают «Восхваление 17 пандитам славной Наланды». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Много лет назад великий индийский физик Раджа Рамана сказал мне, что прочел один из трудов Нагарджуны и его поразило, насколько древние буддийские воззрения сходны со взглядами современной квантовой физики. Он добавил, что как индиец был необыкновенно горд, ведь Нагарджуна пришел к подобным новаторским выводам без какого бы то ни было оборудования, опираясь лишь на собственный ум. Однажды я даровал учения по трактату Нагарджуны “Коренные строфы о срединности” в Амравати, близ места Нагарджуна Конда (Холма Нагарджуны), древнего буддийского города, названного в честь великого учителя, тогда я пережил необыкновенно ясное понимание его вклада в учение о взаимозависимом возникновении. В 60-е годы в Варанаси я попросил Джаганната Упадхьяю, ученого-санскритолога, прочесть мне на санскрите “Ясные слова” (Прасанапада) Чандракирти, и испытал большое волнение. Потом в другой раз, на руинах Наланды, мы читали на тибетском языке “Украшение ясного постижения” (Абхисамаяаланкара) и я необыкновенно живо представил, как те же самые слова звучали здесь на санскрите много столетий назад». Его Святейшество продолжил объяснения, сказав, что Будда известен как достигший пробуждения, но ему нравится думать о нем также, как о мыслителе, философе и даже ученом. В странах запада Его Святейшество встречал людей, считающих буддизм не столько религией, сколько наукой об уме. Он также отметил доброту Будды, ведь тот учил согласно нуждам и склонностям своих учеников. Именно поэтому порой кажется, что Будда учил одному там, другому здесь. Мы ведь не можем ожидать, что одно-единственное лекарство исцелит всех больных. Одним пациентам нужно одно лекарство, а другим – нечто совершенно другое. Слушатели во время заключительного дня учений по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Раскрыв поэму Шантидевы на пятой главе «Бдительность», Его Святейшество объяснил важность бдительности; зародив однажды бодхичитту, краешком ума мы всегда должны следить за своим поведением. Это поможет нам не нарушить обеты бодхисаттв. Его Святейшество добавил, что, даже в сновидениях он всегда помнит, что он – монах. Отвечая на вопросы слушателей, Его Святейшество сказал, как важно помнить, что мы все – люди, члены одной большой человеческой семьи. К несчастью, заметил Далай-лама, сплошь и рядом мы сосредотачиваемся на второстепенных различиях между нами, таких как национальность, вероисповедание, раса, цвет кожи и тому подобное. Его Святейшество подчеркнул, что глобальные проблемы, например изменение климата, влияют на каждого из нас и справиться с ними можно лишь объединив усилия и помня, что мы все – граждане мира. Заметив, что поколение 20-го века создало множество современных проблем, Его Святейшество сказал, что пожилые люди должны призывать молодежь, истинное поколение 21-го века, учиться на ошибках прошлого и строить лучшее будущее. Он посоветовал внимательно прочесть шестую главу «Пути бодхисаттвы», которая учит справляться с гневом, а также восьмую главу, где говорится об оставлении чрезмерного сосредоточения на себе. Его Святейшество добавил, что сам перечитывает эти главы при каждом удобном случае. Вернувшись к пятой главе, он сказал: «Мы должны тренировать свой ум и развивать его достоинства. Это требует обучения и скромности, а также доброты и сердечности. В строфе 108 подводится итог всей главе: Итак, подводя итог: Сохранять бдительность - Значит непрерывно осознавать Состояние ума и тела. Его Святейшество Далай-лама с группой индийских буддистов по завершении учений по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество тепло поблагодарил устроителей учений за прекрасную организацию и сказал спасибо ученикам, многим из которых пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы приехать на учения. В заключение, попросив собравшихся представить перед собой образ Будды в окружении учителей Индии и Тибета, а также таких бодхисаттв, как Авалокитешвара и Тара, и повторять за ним строфы на языке хинди, он провел короткую церемонию зарождения бодхичитты. Его Святейшество посоветовал желать зарождения бодхичитты не просто на несколько недель или даже лет, а на бесконечные кальпы, прочитав в конце бессмертные строки Шантидевы: Покуда длится пространство, Пока живые живут Пусть в мире и я останусь Страданий рассеивать тьму. Перевод: Ольга Селезнева Просмотров: 1989 | Тэги: Далай-лама, Дхарамсала
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |