Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама побеседовал с молодежными лидерами11 апреля 2019 | Версия для печати
Нью-Дели, Индия, 7 апреля 2019 г. – Во время своей первой встречи с Его Святейшеством Далай-ламой американский меценат Бобби Сейджер спросил, каким проектом он посоветовал бы ему заняться. Тогда Его Святейшество порекомендовал развивать программу преподавания естественных наук в тибетских монастырях. Сегодня утром они увиделись снова, когда Сейджер прибыл к Его Святейшеству вместе с делегацией 47 участников программы «Молодежные мировые лидеры».
Американский меценат Бобби Сейджер представляет собравшимся Его Святейшество Далай-ламу в начале встречи с участниками программы «Молодежные мировые лидеры». Фото: Тензин Чойджор. Обратившись к ним как к уважаемым братьям и сестрам, Его Святейшество сказал, что для него большая честь встретиться с людьми, объединенными общей целью – помочь человечеству стать счастливее. «Вчера я отметил, что все подвержено изменениям. Таково свойство природы. Все плохое рано или поздно проходит, но также непостоянно и все хорошее. Все явления меняются из-за причин, по которым они произошли, и других факторов. Вне зависимости от того, насколько серьезная сложилась ситуация, если мы задействуем свой интеллект и должным образом о ней поразмышляем, не позволяя разрушительным эмоциям взять над интеллектом верх, то с его помощью мы можем увидеть реальное положение дел. Когда в работу ума вмешиваются эмоции, мы видим ситуацию однобоко, а когда ум спокоен, наш интеллект позволяет воспринимать реальность как таковую. Я всего лишь один из семи миллиардов людей на планете, и как человек я стараюсь распространять принцип сострадания, основанный на идее о том, что все люди одинаковы. Подобный образ мыслей приносит мне невероятную пользу. Встречая любого человека из крови и плоти, с двумя глазами, одним носом и так далее, я понимаю, что с точки зрения устройства тела, ума и эмоций он такой же, как я. И я вижу в этом человеке сестру или брата. Как буддийский монах я взял на себя обязательство по продвижению межрелигиозной гармонии. Сама мысль о том, что происходят убийства во имя религии, просто не укладывается в голове. Все религиозные традиции несут послание любви, предлагая различные философские подходы, отвечающие ментальным наклонностям разных людей. Однако все они преследуют одну цель – сделать людей более честными и искренними. Индия может быть примером межрелигиозной гармонии, ведь все религиозные традиции сосуществуют здесь в ладу и согласии. К слову, я никогда не слышал о том, чтобы в этой стране возникали конфликты между суннитами и шиитами, и в июне мусульманское сообщество Индии проводит встречу, чтобы официально заявить об этом. Его Святейшество Далай-лама дарует наставления участникам программы «Молодежные мировые лидеры». Фото: Тензин Чойджор. Также я тибетец, и тибетский народ возлагает на меня надежды. Но что касается политической деятельности, я сложил полномочия в 2001 году. С раннего детства я понимал, что порядок, при котором вся власть сосредоточена в руках регента или Далай-ламы, неверен. Приняв на себя политическую ответственность за Тибет в 1950 году, я учредил комитет по реформам, однако наше начинание не увенчалось успехом, ведь китайское правительство хотело менять Тибет на свой лад и не желало ни на шаг отступать от намеченных планов. После прибытия в Индию в 1960 году мы начали процесс демократизации тибетской администрации, и с 2001 года тибетское сообщество в изгнании стало избирать свое политическое руководство. Между тем, я по-прежнему выступаю за защиту хрупкой природы Тибета, от которой зависят жизни людей в Южной и Юго-Восточной Азии, поскольку на Тибетском нагорье расположены истоки многих величайших рек. Однако более всего я обеспокоен вопросом сохранения тибетской культуры, ведь, по сути, именно благодаря ей сохранилась в целости индийская традиция Наланды, учрежденная в Тибете в 8 веке по указу царя Трисонга Децена. Уже более тысячи лет мы словно зеницу ока бережем эту традицию, в которой делается упор на философию, психологию и логику. Подобной традиции не найти ни в одной другой буддийской стране. В 13-м веке тибетский наставник Сакья Пандита написал обширные труды по логике, и мы, тибетцы, черпали в них знания, равно как и в сочинениях Дигнаги и Дхармакирти. Нынешней остротой ума я обязан тренировке логического мышления. Я считаю своим долгом прилагать усилия по возрождению древнеиндийских знаний в современной Индии, поскольку убежден, что это единственная страна, которая может сочетать древние знания с современным образованием. В монастырских университетах, вновь учрежденных на юге Индии, в духе вековых традиций понимания устройства ума и эмоций сейчас обучаются порядка десяти тысяч монахов и около тысячи монахинь. Его Святейшество Далай-лама дает объяснение на примере четок во время встречи с участниками программы «Молодежные мировые лидеры». Фото: Тензин Чойджор. Как известно, в университете Наланда не преподавали естественные науки, однако в наши дни их изучение стало особенно актуальным. Диалоги, состоявшиеся между учеными и тибетскими буддийскими учеными-философами и практикующими, принесли обоюдную пользу. Будда преподал две истины, относительную и абсолютную, суть которых также принимают ученые. Более чем 300 томов собрания буддийской литературы – настоящий кладезь знаний, представляющих для ученых интерес». Когда одна из слушательниц затронула тему кармы, Его Святейшество объяснил, что винить в происходящем с нами плохую карму, будто от нас ничего не зависит, значит поддаваться лени. Он сказал ей, что следует задаться вопросом, кто создает эту карму, и ответ очевиден – мы сами. «Даже если мы создали плохую карму, мы можем все изменить, накопив хорошую карму. Из-за недальновидности мы зачастую создаем проблемы своими собственными руками. Человеческие существа наделены прекрасным интеллектом, который позволяет нам меняться с помощью образования. Нам следует смотреть на происходящее с разных сторон. Мы можем понять суть вещей, используя научный подход, изучая и анализируя их происхождение. Люди придерживаются различных философских воззрений в силу различия ментальных наклонностей. Даже в рамках буддизма прослеживаются различные философские взгляды. В наши дни в демократическом обществе у людей есть право выбирать, какой религиозной традиции они хотят следовать. Подобно тому, как мы не можем назвать одно лекарство подходящим для всех, мы не можем заявлять, что буддизм или любая другая религия подходит всем». Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи с участниками программы «Молодежные мировые лидеры». Фото: Тензин Чойджор. Поинтересовались, что Его Святейшество думает об искусственном интеллекте, и он ответил, что существует множество сфер, в которых ему можно найти достойное применение. Однако, поскольку в конечном итоге искусственный интеллект создается человеческим умом, Его Святейшество не считает возможным, что он когда-либо сможет заменить людей, как того опасаются некоторые. Сознание не ограничено лишь функциями восприятия, ментальное сознание в действительности сложный, тонкий и мощный механизм. Прозвучал заключительный вопрос о том, как развивать доброту и мягкость, и Его Святейшество произнес: «Мы можем взращивать и укреплять естественные человеческие качества, подобные этим, с помощью образования и тренировки ума, чтобы в итоге зародить бодхичитту, устремление достичь просветления ради блага существ. Шантидева в своей поэме “Путь бодхисаттвы” писал: Всякое блаженство, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления принести счастье другим. Всякое страдание, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления принести счастье себе. Если не обменяешь свое счастье На страдания других существ, Не сумеешь достичь состояния Будды, И в колесе самсары откуда возьмется счастье? Альтруизм – высший источник счастья. Эгоцентризм напротив ведет лишь к беспокойству и стрессу. Смотрите на врагов как на возможных друзей, смотрите на все семь миллиардов человек как на членов одной большой семьи». Перевод: Инна Балтырева. Просмотров: 1232 | Тэги: Далай-лама, Индия
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |