Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 

Видео. Тэло Тулку Ринпоче о медитации

| Еще


Перевод: Инна Балтырева
Озвучивание: Игорь Янчёглов
Видео: Руслан Нимгиров
Монтаж: Роман Сухоставский


Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче рассказывает о медитации – важной составляющей духовной практики буддиста. В открытой манере и основываясь на личном опыте, он объясняет суть, пользу и методы медитации, а также проводит краткую практическую сессию. В завершение наставлений Тэло Тулку Ринпоче указывает на особую актуальность практики медитации в период вынужденного карантина из-за распространения коронавируса.

Видеоматериал предоставлен пресс-службой Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Расшифровка видео


Добрый день или добрый вечер всем! Есть ряд вопросов, которые мне задают чаще всего. Сейчас я озвучу вам один из них и поделюсь ответом, который я обычно даю в беседах со многими людьми. Вопрос: как я медитирую? Конечно, беседуя о медитации, мы выделяем разные виды медитации, разные уровни медитации, в зависимости от того, насколько вы опытны, и для чего вам нужна эта практика.

Основная идея, цель, или причина выполнения практики медитации в том, чтобы сосредоточиться на своей духовной составляющей, сосредоточиться на своих внутренних качествах и изучить свой внутренний мир. Внутренний мир – это наш собственный ум; то, как наш ум функционирует, как наш ум реагирует, как наш ум меняется. Благодаря изменениям в нашем мышлении происходит изменение и упорядочивание присущих нам эмоций. Основная идея медитации в том, чтобы успокоить ум, обрести умиротворение, то есть добиться гармонии в отношениях с самим собой. Обретя внутреннюю гармонию, мы станем излучать ее и делиться ею с окружающими.

По этой причине медитация стала очень важным средством, которое столетиями используют практикующие буддисты, стремящиеся взращивать любовь, сострадание, доброту и другие качества. Взрастить их можно, лишь сосредоточиваясь на их ценности, на их важности, пользе и на том, как мы можем устранить яды ума – привязанность, желание, высокомерие, неведение, зависть, ненависть, гнев и так далее.

Итак, поговорим о самом первом, базовом, этапе практики медитации. Сядьте, если сможете, в позу лотоса, так, как я сижу сейчас; сложите руки вот так, чтобы большие пальцы соприкасались; не напрягайте руки, просто расслабьте их и положите себе на бедра; спину держите прямо и старайтесь представить, что ваше тело подобно телу куклы-марионетки: здесь у вас нить, а тело расслаблено парит в воздухе. Без напряжения, без усилий. Просто расслабьтесь.

В ротовой полости кончик языка должен слегка прикасаться к небу. Опять-таки без напряжения, без лишних усилий. Что касается глаз, взгляд должен быть направлен на кончик носа. Веки опущены, то есть глаза не закрыты, но и не открыты. Веки опущены так, чтобы вы могли видеть кончик носа.

Первый шаг, начальный шаг для тех, кто хочет практиковать медитацию – это дыхательные упражнения, концентрация на дыхании. Ваше дыхание должно быть стабильным, ровным. Не слишком натужным, не слишком глубоким, не слишком быстрым, но и в то же время не слишком медленным. Просто вдыхайте и выдыхайте, вдыхайте и выдыхайте как минимум двадцать один раз. Вне всяких сомнений, сразу больших результатов вы не добьетесь.

Однако если вы продолжите практику на регулярной основе, то наступит определенный момент, когда вы почувствуете равновесие. Здесь имеется в виду физическое равновесие, умственное равновесие и способность сосредоточиться на конкретном объекте, на конкретном вопросе или на конкретном образе. Мне нравится использовать образ Будды, поскольку это великий источник вдохновения, да и жизнь Будды сама по себе очень воодушевляет. Он родился в царской семье, имевшей всевозможные богатства и обладавшей всеми материальными благами. И, тем не менее, он искал нечто более важное, он искал смысл жизни. Когда он смог впервые выйти за пределы царского дворца, в котором жил, он увидел множество страданий, переполнявших мир: старость, болезни, смерть и так далее.

И он задался вопросом: «По какой причине люди страдают? Как преодолеть эти страдания?» В итоге он отрешился от роскошной жизни и отправился в путь, на поиски истины, на поиски смысла жизни. И, конечно, когда мы размышляем о жизни Будды, это нас очень вдохновляет. Можно ли пойти по его стопам в наши дни? Некоторые, наверное, смогли бы, но большинству это не под силу. Все дело в условиях и обстоятельствах, в которых мы живем в XXI веке. Без сомнений, образ жизни людей более двух с половиной тысяч лет назад отличался от сегодняшнего. Но, тем не менее, само устройство ума, само устройство эмоций человеческих существ не изменилось со времен существования Будды.

Вот почему в наши дни, в XXI веке, выполнять духовную практику стало гораздо сложнее, чем две с половиной тысячи лет назад. Почему стало сложнее? Причина во внешнем, материальном развитии. Сейчас степень материального развития достигла того уровня, когда мы перестали думать, заботиться о себе. Мы забываем о себе, мы не слышим себя. Мы забываем о своих нуждах. Когда я говорю, что мы забываем о своих нуждах, я имею в виду не то, что мы забываем о физических нуждах, внешних нуждах, материальных нуждах или экономических нуждах. Мы забываем, прежде всего, о своих духовных нуждах, индивидуальных нуждах. Каждый на этой планете, независимо от религиозной принадлежности, независимо от национальности, наличия или отсутствия веры, каждый человек, в том числе атеист, желает счастья и не желает страданий. Это наше право от рождения.

И мы должны стремиться к нему, мы должны достичь счастья. Как же мы можем достичь счастья? С помощью медитации. Это один из способов. Посредством медитации мы успокаиваем свой ум, идем на компромисс со своим умом, со своими нуждами, со своими мыслями. Идем на компромисс со своим положением, со многими вещами, со многими эмоциями, со многими обстоятельствами, многими ситуациями.

Я не считаю себя высоко реализованным наставником. Я всегда это говорю. Тем не менее, у меня есть некоторый опыт, которым я делюсь. И я надеюсь, что это послание принесет вам пользу. Если от него есть польза, я очень рад. Если же пользы нет, тогда просто забудьте о том, что услышали. Единственное, к чему я стремлюсь, с буддийской точки зрения, это помочь как можно большему числу людей. Таково мое истинное намерение, истинное стремление, истинная мотивация.

Лично мне медитация помогает. Но при этом я встречал многих людей, которые говорят, что это очень сложно. В то же время есть и те, кто считает, что медитация полезна для них. И, кроме того, встречаются и те, кто признается, что не знает, как медитировать. Когда они заявляют, что не знают, как медитировать, у них, очевидно, нет представления или знаний о том, что такое правильная медитация.

Повторюсь, что есть огромное количество более опытных практикующих и созерцателей, чем я. Я лишь хочу поделиться личным опытом, рассказать, как я практикую и как эта практика помогает мне в повседневной жизни.

Я не один из тех, кто медитирует часами и сутками напролет. Но как только у меня появляется возможность, я стараюсь уделить этому время. Бывает так, что мне необходимо абстрагироваться от какой-то ситуации и немного поразмышлять, помедитировать, расслабиться, сосредоточиться, набраться сил. И снова начать движение вперед с отправной точки. По утрам я провожу очень краткую сессию. В случае если у меня есть возможность уединиться, я медитирую дольше. Но бывают периоды, когда я не могу посвятить этому много времени. Например, меня что-то отвлекает или обстановка неподходящая. В таких случаях я уделяю как минимум пять-десять минут медитации. И это помогает направить мой ум в нужном направлении, к тому, что мне предстоит.

Я считаю, что в жизни много трудностей. Зрители или те, кто меня знает, вероятно, думают: «О, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче живет, не ведая проблем, все, чего он только пожелает, исполняется. И в жизни у него наверняка нет никаких забот». Если вы и правда так думаете, то сильно ошибаетесь. Я обычный человек, один из семи миллиардов людей на этой планете. Поэтому я такой же, как и вы. Единственная разница в том, что у меня, возможно, чуть больше опыта, чем у тех, кто совсем не знаком с практикой медитации.

Итак, давайте продолжим. Вернемся к объяснению позиции вашего тела. Как я отметил, вы можете сесть в позу лотоса. В противном случае вы можете медитировать, сидя на стуле. Так или иначе, спину держите ровно, голову держите прямо. Глаза чуть прикрыты, смотрите на кончик носа. И дышите: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох. И так минимум двадцать один раз.

На повседневной основе я стараюсь менять объекты своей медитации. Иногда бывает, что я просто медитирую на образ Будды. Есть несколько разных образов Будды, которые я запомнил и храню в уме. Есть среди них любимые. К примеру, образы статуй Будды, очень красивые, очень запоминающиеся. В целом, есть несколько образов Будды, которые запечатлелись в моем уме.

Для медитации дома у меня есть очень маленький простой алтарь. На нем стоят разные статуи или изображения будд, бодхисаттв и так далее. И во время медитации я сосредотачиваюсь или концентрируюсь на этих статуях.

И что же мне дает созерцание статуй? Я сосредотачиваюсь на Будде, Будде как источнике всяческого вдохновения. Учения Будды, его мудрость, его деяния столь прекрасны, столь истинны. Первое учение, преподанное Буддой, было посвящено Четырем благородным истинам: истине о страдании, о причине этого страдания, о прекращении страдания и о пути, ведущем к освобождению от страдания. Это учение Будды мы называем Четырьмя благородными истинами. Это основа, фундамент для понимания буддизма и изучения буддизма. Если мы сможем понять Четыре благородные истины в самом начале, то это откроет нам многие двери на пути освоения буддизма.

Конечно, в наши дни особую популярность во многих буддийских сообществах приобретает тантрический буддизм. Но независимо от того, хотите ли вы быть практиком тантры, практиком махаяны или практиком тхеравады, в любом случае основой буддизма служат Четыре благородные истины. Если мы сможем понять их суть, тогда мы сможем быстрее и глубже усвоить и другие учения.

Поэтому для нас очень важно медитировать о Четырех благородных истинах. И, говоря это, под медитацией о Четырех благородных истинах я подразумеваю сосредоточение на страданиях, которые есть в этом мире. Конечно, на нас, на людей, обрушиваются разного рода страдания. Я сам также испытываю много разных страданий. Страданий от потери близких, страданий от физической боли, страданий от противоречий, страданий от неудовлетворенности, страданий от безрезультатных усилий и многих других. Есть множество разных форм страданий.

Страдание не обязательно должно быть связано только лишь с физической болью. Страдания приходят к нам в сотнях, тысячах, миллионах разных форм. Поэтому следует понять, что страдание есть, что страдание – это природа жизни. Но никто его не желает.

На следующем этапе нужно задуматься, что стало причиной страдания. Что его вызвало? Все, что существует в этом мире, будь то физическое, материальное, финансы, все что угодно – у всего есть причины. Например, вещи, которые на мне. Это хлопковая ткань, а откуда берется хлопок? Хлопок – это растение. Откуда берется растение? Появляется из семени. А как его выращивают? Его поливают, удобряют, используют питательные вещества. Благодаря многим факторам появляется растение. На нем раскрываются цветы хлопка. Его собирают, сортируют, очищают, всячески его обрабатывают, а затем получают ткань, которую называют хлопком. Волокно красят, прядут нити, производят ткань, отправляют ее в магазины. Я прихожу в магазин, покупаю этот материал, приношу домой и шью этот красивый халат. Это и есть результат, а причиной послужило то самое семя, которое посадили в поле. Это понятно? Есть причина и результат, причина и следствие.

Неважно, в каких обстоятельствах мы оказывались в прошлом, переживали ли мы счастливые или горестные моменты. Какими бы ни были наши переживания, этому всегда есть причина. Вот почему в повседневной жизни мы сталкиваемся со множеством ситуаций, со множеством испытаний, хотим мы того или нет. В любом случае у всего есть причина.

Мне нравится сосредотачиваться в основном на недостатках, на ошибках, на негативном опыте. Поскольку именно этого я хочу избежать в будущем, именно с этим я не хотел бы вновь столкнуться, именно это я хотел бы предотвратить любой ценой. Вопрос в том, как я могу это сделать? Что мне нужно делать иначе? Что нужно изменить, чтобы вновь не произошли те неприятные ситуации, неприятные моменты и так далее.

Затем нужно подумать, как можно освободиться от страдания? Вы поняли суть страдания, теперь вы понимаете причину страдания и, более того, вы видите воздействие на вас этого страдания. Подумайте: «Как я могу освободиться?»

Единственный способ освободиться – это преобразовать свой ум, преобразовать свое мышление, преобразовать свое сознание, изменив его в лучшую сторону, отвернувшись от неблагого и устремившись к благому, развивать позитивное восприятие.

Мы, люди, склонны цепляться за боль, за прошлое, за страдания, которые сделали нас несчастными, за пережитые негативные ситуации. Это вполне привычно для людей. Но постарайтесь ответить на вопрос: «Зачем все это? Зачем жить прошлым, цепляться за страдания? Почему бы не стать оптимистом? Почему бы не измениться? Почему бы не посмотреть в будущее и постараться не повторять ошибок?»

Конечно, всегда легче сказать, чем сделать. Вот почему мы добьемся результата, лишь неуклонно практикуя медитацию, созерцая, размышляя. Пусть это станет вашей глубоко укоренившейся привычкой. Возможно, кому-то это покажется глупым, но есть полезный пример, который я обычно привожу. Дело в том, что я человек, который практикует сострадание уже многие годы. Хотя я все еще не добился в этом совершенства, но я уже взял себе за правило на ежедневной основе начитывать мантру Будды сострадания Авалокитешвары и непременно проявлять сострадание в любой трагической, печальной, неблагоприятной ситуации и так далее. И когда я слышу новости, печальные, плохие новости, трагические новости, я в первую очередь думаю, что нужно проявить сострадание и произнести молитвы, благопожелания, направить свою позитивную энергию и мысли к людям, которые страдают.

Лично я считаю, что нам под силу преобразовать свой ум, изменить свой ум и, самое главное, изменить свои привычки. Ведь если мы изменим свои привычки, мы сможем сделать мир, общество, страну, семью лучше.

Итак, практика медитации. Как я уже отметил, можно медитировать о Будде, о жизни Будды и вдохновляться его примером. Запомните позу Будды, запомните ее смысл, ее значение. Думайте об учении Будды, а учение Будды очень обширно, оно раскрывает множество тем, в том числе Четыре благородные истины. Думайте о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о том, как освободиться от этого страдания.

И вот вы пребываете в медитативном состоянии ума. Вдыхайте, выдыхайте, вдыхайте, выдыхайте двадцать один раз. Сохраняя спокойное, расслабленное состояние ума, сосредоточьтесь на определенном образе или теме, которую вы выбрали как объект медитации.

Когда вы медитируете, ваш ум не должен стремиться к безмыслию. Вы должны размышлять, например, о своем прошлом опыте. О конкретной ситуации. Я обычно советую просто размышлять о вчерашнем дне, с момента пробуждения до конца дня. Наверняка за этот период, за последние двадцать четыре часа, мы пережили какую-то неприятную ситуацию. Ситуацию, в которой мы не хотели оказаться, ситуацию, в которую мы были вовлечены случайно. Любую неприятную ситуацию. Нужно выделить этот конкретный период, или момент, и поразмышлять о его результатах, обо всей этой ситуации, о том, как она обострилась и, конечно, о последствиях. Проанализируйте последствия – закончилось ли все хорошо или плохо. В большинстве случаев, если причина была отрицательной, то, естественно, вы получите отрицательный результат, все закончится плохо.

Если вы увидите, осознаете и примете это, то придете к убежденности в том, что это не принесло вам покоя, не принесло ничего хорошего, и что вы не хотите повторить это в будущем. Если вы не хотите подобных ситуаций в будущем, как предотвратить их возникновение в дальнейшем? Мы можем предотвратить их возникновение, лишь дисциплинируя свой ум.

Что касается дисциплины ума, есть метод ее воспитания. Нужно начитывать мантры. Что значит «мантра»? Мантра – это санскритское слово, которое означает «защита ума». От чего мы защищаем свой ум? Мы защищаем свой ум от разрушительных эмоций, которые спонтанно возникают у человеческих существ.

Когда мы начитываем мантры, мы сосредотачиваемся на их смысле, на том, что они означают. Без всяких сомнений каждое божество или, к примеру, описание или история каждого божества служат нам источником вдохновения.

И далее, если вы буддист, вы можете также совершить зарождение бодхичитты (устремления к пробуждению ради блага всех), или постараться проявить природу будды. Природа будды – это то, что присуще всем нам. Чтобы обладать качествами, заложенными в природе будды, нам не нужно быть пробужденными. В действительности, в нас, людях, уже есть зерна тех качеств, которые присущи Будде.

Будда от рождения был обычным человеческим существом. Он отличался от нас с вами лишь тем, что был царевичем, однако он отрекся от роскоши и богатства, чтобы достичь пробуждения, чтобы достичь нирваны, чтобы обрести удовлетворение, чтобы обрести мир, гармонию в отношениях не с другими, а с самим собой.

Таким образом, мы концентрируемся на ситуациях, которые пережили в прошлом, и на том, как предотвратить их в будущем. Независимо от того, медитируете ли вы пять минут, десять минут, полчаса или дольше, вы должны убедиться, что завершаете сессию медитации с чувством вдохновения, с чистыми помыслами, с чистым намерением творить добро, меняться и становиться лучше. Скажите себе: «Я хочу двигаться вперед. Да, я испытал боль, страдания. Но это в прошлом. Хватит. Я больше не хочу страдать и создавать причины страданий. Я хочу создавать причины счастья».

Так вы преобразуете свой ум, и в результате можете двигаться дальше. Благодаря такому мышлению вы воспитаете в себе чувство собственного достоинства, уважение к себе, опираясь на которые сможете стать успешным человеком в будущем.

Поэтому медитация так важна. Для того чтобы медитировать, необязательно быть буддистом, поскольку практика медитации есть в каждой религиозной традиции. Как я уже отметил ранее, даже неверующий может размышлять о счастье, о достижении счастья, о взращивании счастья. Все это не связано с конкретной религией, это элементарное человеческое стремление и человеческое желание – быть счастливым, свободным от страданий, удачливым, здоровым, успешным и так далее.

Таким образом, медитация – это способ преобразования нашего ума с целью измениться к лучшему. Я уже подчеркивал, что рассмотренная практика – это самый базовый уровень. Но, конечно, есть гораздо более глубокие уровни, которые мы тоже можем освоить. В рамках тантрического буддизма есть посвящения, которые можно получить. Когда вы получаете посвящение в практику какого-то божества, вы берете обязательство пройти связанные с ним ретриты. Вы уходите в затворничество, чтобы выполнить необходимые практики. В прежние времена это называлось «сангнак». «Санг» означает «тайный», «нгак» означает «мантра». Тайная мантра, то есть тантра. Существовали так называемые тайные тантрические практики, которыми в прошлом старались не делиться открыто, но в наши дни все стало немного проще, и эти практики стали доступны широкой публике. Я встречал многих людей, которые получили множество разных посвящений. Не знаю, прилежно они практикуют или нет. Знаю только, что все они стремились измениться к лучшему, преобразовать свой внутренний мир, изучить свой внутренний мир и просто стать хорошими людьми.

Итак, повторю еще раз, что в практике медитации есть много разных уровней. Я не достиг мастерства во всех этих видах медитации. Я просто рассказал вам о базовой практике, которую выполняю на ежедневной основе. И я надеюсь, что эта практика послужит вам на благо.

Если вы сочтете ее эффективной, значит, я был вам полезен. Как бы там ни было, в любом случае я старался принести вам пользу. И я буду с нетерпением ждать следующей нашей встречи. Большое вам спасибо. Желаю всем вам мира. Желаю всем вам успеха, в том числе и в практике медитации.

Есть одно очень интересное интервью, которое я посмотрел вчера. Оно посвящено обрушившейся на нас пандемии коронавируса. Во многих странах люди находятся на карантине и не выходят из дома. Но люди к этому не привыкли. Они привыкли ходить на работу, привыкли проводить время вне дома, бегать по делам, ходить в офис или просто гулять по улице. Поскольку сейчас им больше не разрешают выходить, они чувствуют себя пленниками в своих домах. Если вы к этому не привыкли, для вас это может быть мучительно. Вам становится скучно, вы не знаете, чем заняться и так далее. Но, по моему личному мнению, для тех, кто любит медитировать, выполнять различные буддийские практики, этот период станет лучшей возможностью для медитации и улучшения навыков этой практики. В связи с карантином, введенным правительством, вам не нужно ходить в офис, вы можете работать удаленно, находясь дома. Обычно мы жалуемся, что недостаточно времени проводим дома. Сейчас то время, когда мы можем побыть дома. Мы должны ценить его и провести его с максимальной пользой.

Я говорю вам все это, поскольку накануне посмотрел интервью. Один журналист спросил другого: «Как ты сейчас проводишь время? Сейчас, когда все сидят дома и ограничены в передвижениях». И он ответил: «Я выхожу подышать воздухом на балкон, сажусь там и медитирую». Другой журналист спросил: «А о чем ты медитируешь? О чем ты думаешь? О болезнях или о чем-то еще?» Он ответил: «Нет. Я повторяю одно пожелание. Зная, сколько людей заразилось, зная, сколько людей умерло, зная, сколько людей страдает, я постоянно повторяю: “Да будут все чувствующие, живые существа свободны от страданий. Да будут все они счастливы. Да сможем все мы преодолеть эту пандемию”». Так он повторяет снова, снова и снова. Он сказал, что в этот момент чувствует умиротворение. И когда он выходит из состояния медитации, он пребывает в очень приподнятом настроении. Полон сил и энергии, поскольку сделал что-то хорошее. Он чувствует, что внес свой вклад – нравственный вклад, духовный вклад в борьбу с пандемией, которую мы переживаем сегодня.

Я верю, что он говорил это искренне. Верю, что обычная медитация такого рода поможет множеству людей во всем мире. Большое спасибо за внимание. Я желаю вам счастья. Спасибо.
Просмотров: 450  |  Тэги: Тэло Тулку Ринпоче, медитация

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100