Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Объединение усилий – в интересах буддистов России

7 ноября 2006 | Версия для печати
| Еще
English translation by Anton Cooper

В начале октября Калмыкия праздновала десятилетний юбилей со дня открытия первого в республике буддийского монастыря «Геден Шеддуп Чойкорлинг». Учитывая чрезвычайно быстрые темпы развития буддийского учения в степной республике, этот праздник в каком-то смысле стал новой точкой отсчета, позволяющей, с одной стороны, оглянуться назад, а с другой – заглянуть в день наступающий.

Гости десятилетнего юбилея


Список гостей, посетивших осенние торжества в Калмыкии, оказался достаточно символичным. С точки зрения территориальной, были представлены все крупные буддийские регионы России: Бурятию представлял председатель Буддийского центра «Ринпоче-багша» Еше Лодой Ринпоче и председатель Центрального духовного управления буддистов Чой-доржи Будаев, а Туву - верховный лама республики Камбы-лама Джампел Лодой и председатель Тувинского фонда «Энерел» («Сострадание») Анета Бодур-Ооржак. С точки же зрения духовной, это были именно те люди, которые всерьез обеспокоены дальнейшей судьбой буддизма в России, немыслимой без беспрепятственных визитов в страну духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Калмыкия, сделавшая тибетский буддизм одним из приоритетных направлений развития региона, сегодня способна дать буддийской России вполне обоснованную надежду на решение многих злободневных проблем, по целому ряду причин. Во-первых, из всех буддийских республик России только Калмыкия сумела добиться (пусть чрезвычайно краткого, но все же) визита Его Святейшества Далай-ламы в ноябре 2004 года. И Тува, и Бурятия по-прежнему вынуждены говорить о 14-летнем отсутствии каких бы то ни было тесных контактов со своим духовным наставником, который в идеале должен был бы определять вектор развития буддийской религии. Во-вторых, те изменения, которые последовали за тем однодневным визитом 2004 года, способны ошеломить не только буддиста из Бурятии или Тувы, но и любого не-буддиста из любой развитой в экономическом отношении точки планеты.

Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», построенный за девять месяцев в самом центре калмыцкой столицы стал материальным воплощением силы благословения Далай-ламы и чистых намерений его калмыцких последователей, среди которых особое место занимают верховный лама Тэло Тулку Ринпоче и глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Их сотрудничество и преданность Его Святейшеству Далай-ламе – пожалуй, главный повод смотреть на будущее буддизма в России с определенной долей оптимизма.

Золотые медали от Тэло Тулку Ринпоче


Буддийский монастырь «Геден Шеддуп Чойкорлинг» был торжественно открыт 5 октября 1996 года. «В тот день собралось 40-50 тысяч человек, которые искренне надеялись на скорейшее возрождение почти утраченной буддийской культуры и религии, - вспоминает Таши, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и СНГ. – На тот момент в Калмыкии было построено, быть может, 3-4 храма, а сегодня их более 30-ти».

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче считает эти цифры весьма значительным достижением. «По прошествии 12-13 лет с начала духовного возрождения, мы достигли больших результатов, чем могут позволить себе даже богатые страны, - говорит он. - Взгляните на Калмыкию – маленькая страна с населением 300 тысяч человек. Поистине эти цифры - источник колоссального вдохновения не только для калмыцкого народа, но и для всего мира».

«Даже Америка не сумела возвести 33 буддийских монастыря за 12 лет», - с улыбкой добавляет он.

Именно в Америке, в семье калмыцких эмигрантов, родился будущий верховный лама Калмыкии. По совету Его Святейшества Далай-ламы, родители отвезли шестилетнего мальчика, с ранних лет проявлявшего интерес к монашеской жизни, в воссозданный в Индии тибетский монастырь Дрепунг Гоман.

Благодаря его поддержке в Калмыкии сегодня построено 33 буддийских монастыря и храма, в том числе храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который признан крупнейшим буддийским центром в Европе«Среди бурятских лам в то время ходили легенды о том, как маленький калмыцкий мальчик приехал с родителями в Дрепунг Гоман и высказал пожелание остаться в монастыре, а потом Далай-лама признал его перерождением Тилопы. В своем прошлом воплощении он был великим монгольским ламой», - рассказывает председатель ЦДУБ Чой-доржи Будаев.

Впервые оказавшись в Калмыкии в 1991 году, Тэло Тулку Ринпоче был вскоре избран верховным ламой степной буддийской республики. Трудные годы, предшествующие открытию первого в Калмыкии буддийского монастыря, мгновенно всплывают в его памяти: «Строить этот храм было гораздо труднее, чем «Золотую обитель Будды Шакьямуни», ведь мы во многих отношениях начинали с нуля, не имея ни опыта, ни знаний, ни финансовой поддержки», - говорит он.

В предпраздничные дни Тэло Тулку Ринпоче утвердил особую золотую медаль «За вклад в развитие буддийского учения», которую он торжественно вручил главе Калмыкии Кирсану Илюмжинову, который внес собственные средства на строительство первого монастыря. На старой видеопленке они вместе перерезают ленточку, открывая не просто первый монастырь в Калмыкии, но первый монастырь в России, который будет жить в соответствии с правилами и предписаниями Будды Шакьямуни.

За время своего существования монастырь «Геден Шеддуп Чойкорлинг» принял немало почетных гостей. Летом 2005 здесь побывал даже президент России Владимир Путин.

Принимая золотую медаль из рук Тэло Тулку Ринпоче, Кирсан Илюмжинов вспоминал, как удивлялся тогда российский президент хитросплетениям судьбы верховного ламы Калмыкии, родившегося в Америке, прошедшего обучение в тибетском монастыре в Индии и вернувшегося в Калмыкию, чтобы возрождать буддизм на родине своих предков. «Спасибо вам за то, что вы, американский гражданин, так помогаете нам», - сказал тогда Путин.

Как там мой брат Зосима?


Многие, кому доводилось бывать в Калмыкии, наверняка, отметят ту позитивную атмосферу, в которой мирно сосуществуют все представленные здесь вероисповедания. Все то, к чему призывают пафосные резолюции бесчисленных форумов лидеров мировых религий, осуществляется здесь спокойно и естественно, без лишнего шума и суеты. Никто не удивляется, что почетными гостями юбилея буддийского монастыря оказываются православные монахи во главе с архиепископом Элистинским и Калмыцким Зосимой, которого верховный лама Калмыкии к тому же награждает золотой медалью «За вклад в развитие буддийского учения». Владыку Зосиму связывает с Тэло Тулку Ринпоче многолетняя дружба, которая, по словам Владыки, подчас вызывает зависть и непонимание, но которая остается неизменной несмотря ни на что.

В свое время Владыка Зосима посещал духовного лидера буддистов Его Святейшество Далай-ламу в его резиденции в Дхарамсале, они также неоднократно встречались в Калмыкии. Их последняя встреча в Элисте в ноябре 2004 года была наполнена такой пронзительной радостью и теплотой, что ни у кого из присутствующих не оставалось сомнений в том, что гармония в отношениях между религиями – не заоблачная мечта, но вполне объективная реальность. Нужно лишь искренне следовать основополагающим постулатам собственной веры.

Вручая медаль Владыке Зосиме, Тэло Тулку Ринпоче вспоминал свое недавнее общение с Его Святейшеством Далай-ламой во время его сентябрьского визита в США: «Мы говорили совершенно на другую тему, когда Его Святейшество вдруг остановился и спросил: «А как там мой брат Зосима?»

Архиепископ Калмыцкий и Элистинский Зосима был награжден золотой медалью, учрежденной верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку РинпочеВ своей ответной речи Владыка передал верховному ламе Калмыкии поздравления от патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В поздравительной телеграмме патриарх отмечал, что Русская Православная Церковь традиционно поддерживает добрые отношения с последователями буддизма. «За годы совместного существования на калмыцкой земле сотрудничество в социальной сфере между последователями двух традиционных религий, - писал Алексий II, - осуществлялось и продолжает осуществляться не только на уровне религиозных лидеров, но и на уровне простых верующих».

А верующие склонны следовать тому примеру, который подают им духовные лидеры. Особенно в таких тонких вопросах как отношения между различными вероисповеданиями.

Дело за шеф-поваром


Одним из наиболее важных событий этих праздничных дней стала конференция «Буддизм в Калмыкии: история и перспективы развития в 21 веке», которая проходила в оснащенном самым современным оборудованием конференц-зале нового храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Хотя доклад верховного ламы Калмыкии - со всеми цифрами и вехами - был заранее подготовлен, Ринпоче предпочел говорить о другом, сославшись на присущий ему спонтанный стиль выступлений.

«На сегодняшний день у нас есть все необходимые ингредиенты для того, чтобы «приготовить» для себя светлое будущее. Дело за шеф-поваром», - пошутил он, перечислив те составляющие, которые, по его мнению, должны обеспечить поступательное развитие буддизма: «У нас есть прекрасные историки, прекрасные ученые-буддологи, а теперь у нас есть и прекрасная монашеская община».

Монастырский гонг возвещает о начале торжеств по случаю десятилетнего юбилея первого буддийского монастыря КалмыкииНи для кого не секрет, что буддийская монашеская традиция в России пришла в упадок после 70 лет коммунистической власти. И если в других буддийских регионах нередко можно столкнуться с весьма вольной трактовкой монашеского пути, в Калмыкии предпочитают «держаться корней».

«Монашество - это традиция, которая бережно хранилась и передавалась из поколения в поколение со времен Будды, - говорит верховный лама Тэло Тулку Ринпоче. - И если мы могли сохранять ее на протяжении двух с половиной тысяч лет, что мешает нам не утратить ее теперь?»

«Не стоит пересматривать древние традиции и вводить новые правила в религиозной сфере. Если бы мы допустили это, то буддизм бы давным-давно прекратил свое существование, потому что каждый пытался бы идти своим путем», - добавляет он.

Одним из самых важных и перспективных планов Калмыкия считает открытие в Элисте полноценного буддийского института, в котором могли бы учиться и монахи, и миряне. Первоначально институт задумывался как высшее учебное заведение республиканского значения, что должно было определить содержание учебной программы. Однако, как только информация о новом буддийском институте просочилась в прессу, в храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» стали приходить заявки со всей территории России, что вполне естественно, учитывая тот рост интереса к тибетскому буддизму, который повсеместно наблюдается в последние годы.

«Это заставило нас пересмотреть свои первоначальные планы», - комментирует это стечение обстоятельств Тэло Тулку Ринпоче.

В вопросе создания института, как, впрочем, и в других областях своей обширной деятельности верховный лама Калмыкии придерживается подхода, довольно необычного для представителей традиционного буддийского духовенства России, которых нередко упрекают в излишней замкнутости и нежелании вести открытый диалог с остальным миром. Для Тэло Тулку Ринпоче искренность и открытость возведены в ранг политики.

Конференция «Буддизм в Калмыкии: история и перспективы развития в 21 веке» проходила конференц-зале храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни», где в будущем планируется осуществлять прямые трансляции весенних учений Его Святейшества Далай-ламы, которые духовный лидер буддистов ежегодно дает в Дхарамсале «Являясь главой буддистов Калмыкии, я стараюсь общаться с как можно большим числом людей, представителями различных департаментов и ведомств. Я хочу помочь им и одновременно попросить их протянуть руку помощи нам», - отметил он в своем выступлении на конференции, где, помимо духовенства, присутствовали министр образования республики, министр культуры и калмыцкие ученые, посвятившие жизнь изучению буддизма и калмыцкого языка. Именно в эффективном сотрудничестве с ними верховный лама Калмыкии видит залог успеха своих новых проектов, будь то по созданию буддийского института или проведению крупных культурных и религиозных программ.

«Я знаю, что по существующему законодательству, церковь отделена от государства, - говорит он. - Но если мы посмотрим честно, то увидим, что в реальности мы не можем существовать друг без друга».

Безусловно, есть очень много смежных областей, где многолетний опыт светских организаций был бы чрезвычайно полезен для буддийского духовенства, которое на сегодняшний день находится в поиске эффективных путей возрождения буддийской религии и культуры. А знания буддийских лам, прошедших обучение в крупнейших монастырских университетах тибетского сообщества в изгнании могут существенно обогатить современную буддологию, которая по большей части основывает свои исследования на весьма ограниченном перечне литературных источников доступных на русском языке.

«У ученых нет возможности углублять и расширять свои познания, - говорит верховный лама Калмыкии. - И именно здесь начинается конфликт, когда ученый проявляет чрезмерное упрямство. Когда он говорит – вот, чему учили меня в университете, вот мой диплом, и разговор окончен».

Сам Тэло Тулку Ринпоче изучал буддийскую философию в монастыре Дрепунг Гоман на протяжении 13 лет под руководством блестящих учителей, за плечами у которых многовековая линяя преемственности духовных знаний. Обучаясь у таких учителей, ученик вместе с набором необходимых знаний, также получает благословение всех тех лам, которые до него прилагали усилия для углубленного постижения данного предмета.

«Поймите меня правильно, я никого не критикую, - говорит верховный лама Калмыкии. - Просто пришло время идти в глубину».

Возрождая буддизм в Калмыкии, Тэло Тулку Ринпоче опирается на духовное наставничество Его Святейшества Далай-ламы и буддийских учителей, которые приезжают сюда из различных тибетских монастырей, действующих в Индии под покровительством духовного лидера буддистов. Эта твердая и четко выверенная политика, в действительности, является продолжением тех древних традиций, которые существовали до прихода Советской власти, дальнейшей высылки калмыков в Сибирь и практически полного уничтожения буддийской религии.

«В отличие от Бурятии, например, где институт лам сохранялся и в Советское время, нам пришлось начинать с нуля, - говорит Тэло Тулку Ринпоче. – Однако в этом есть свои плюсы – мы выбрали правильный ориентир, чистую форму буддизма, воплощением которой является Его Святейшество Далай-лама».

«Мы должны стать единым буддийским сообществом»


Юбилейные празднования в Калмыкии оказались прекрасным поводом для плодотворного обмена мнениями между представителями буддийских республик, которые в силу удаленности и подчас трудностей финансового характера весьма ограничены в своем общении друг с другом. Общение же это, как показала конференция в Элисте, полезно для всех.

В своем выступлении верховный лама Тувы Джампел Лодой вспоминал первый и единственный визит в Туву Его Святейшества Далай-ламы, который состоялся 14 лет назад, но который и по сей день остается главной вехой в истории возрождения буддизма в республике: «Во время этого визита было подписано соглашение между тибетским правительством изгнании и правительством республики Тува. По этому соглашению к нам стали приезжать тибетские монахи, а молодые тувинцы отправились на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоман».

«Его Святейшество Далай-лама тогда передал нам мантру Будды Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», - вспоминает Камбы-лама Тувы Джампел Лодой, - люди стали начитывать ее, взращивая в сердцах сострадание и милосердие, и потом понемногу начали понимать суть вещей. Но это не значит, что мы ушли далеко. Нам не хватает эффективных методов для распространения буддийского учения».

Как бы то ни было, позитивные изменения, происшедшие в Туве за последний год, были особо отмечены в Калмыкии. «Я почувствовал, что вы переключили свой автомобиль на 2-ю скорость и теперь двигаетесь гораздо быстрее», - пошутил верховный лама Калмыкии, упомянув о мантре «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», которая была выложена из огромных камней на склоне горе Догээ в окрестностях Кызыла. По словам Камбы-ламы Тувы, священная мантра длиной 120 метров, мантра, которой в 1992 году Его Святейшество Далай-лама учил своих тувинских последователей, будет внесена в книгу рекордов Гиннеса.

Верховный лама Тувы Камбы-лама Джампел Лодой, впервые посетивший Калмыкию в дни празднований, рассказал о положении дел в республике. Это был его ответный визит, в июле Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, побывав в Туве, лично пригласил его посетить Калмыкию в самое ближайшее времяПредседатель Центрального духовного управления буддистов Чой-доржи Будаев напомнил о том, что в дни визита Его Святейшества Далай-ламы в Монголию в июле этого года духовный лидер буддистов сделал поистине революционное заявление. «Его Святейшество сказал, что в будущем именно Монголия и буддийские регионы России должны будут взять на себя ответственность за судьбу буддийского учения, учитывая, что тибетский вопрос еще далек от своего разрешения».

Однако для того, чтобы взять на себя ответственность подобного рода необходимо выработать общую стратегию, внести ясность в спорные вопросы и найти решение тех проблем, которые из года в год тормозят российский буддизм. «Если мы научимся открыто обсуждать свои проблемы, то в дальнейшем сможем решать вопросы более глобального характера», - отметил в своем выступлении председатель Центрального духовного управления буддистов Чой-доржи Будаев.

Очень верное замечание, учитывая, что самый главный вопрос российских буддистов – приглашение в Россию Его Святейшества Далай-ламы – по-прежнему остается нерешенным во многом из-за раздробленности буддийского сообщества и отсутствия согласованных действий.

Последнее интервью Чой-доржи Будаева информационному порталу www.savetibet.ru – Сохраним Тибет! стало прекрасным примером той открытости, к которой он призывал участников конференции в Элисте. Предоставляя председателю ЦДУБ слово для выступления, верховный лама Калмыкии отметил, что восхищается тем «мужеством и смелостью», с которыми Чой-доржи Будаев говорил о проблемах российского буддизма.

«Надеюсь, вы и впредь будете честно и открыто говорить о том, что Россия нуждается в визите Далай-ламы. Его благословение и духовное руководство имеют для нас огромное значение, без них мы едва ли сможем в полной мере возродить буддизм», - заметил верховный лама Калмыкии.

«Перед нами единая задача, и нам нужно поддерживать друг друга, как поддерживают друг друга истинные братья. Мы должны стать единым буддийским сообществом. Объединение усилий сегодня - в интересах буддистов России», – сказал, подводя итоги, Тэло Тулку Ринпоче.

Юлия Жиронкина
Фото: Игоря Янчеглова
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!


Смотрите также:


Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о предстоящих тантрических ритуалах в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

В Калмыкии пройдут большие буддийские ритуалы

Верховный лама Калмыкии посетил Ростов

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о визите Далай-ламы в Монголию

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: «Я буду с вами, пока Далай-лама не ступит на землю Тувы»

Камбы-Лама Тувы: «Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прилагает усилия, которые кажутся немыслимыми в это трудное время»

Главы буддистов Калмыкии и Тувы вручили письмо председателю Совета Федерации с просьбой оказать содействие в деле приглашения Далай-ламы в Россию
Просмотров: 5743  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2006    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru