Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Жизнь после Далай-ламы17 мая 2007 | Версия для печати
Духовный лидер Тибета, которому сейчас 71 год, начал говорить о своей скорой отставке. Его преемнику, если он будет, скорее всего, также придется вести жизнь в изгнании, поскольку Китай явно не намерен менять политику в отношении Тибета. Рассказывает специальный корреспондент The Indepedent Питер Пофам.
Кажется, он был с нами всегда. Можно ли представить себе, что когда-то круглое смеющееся лицо Далай-ламы не смотрело на нас с экранов телевизора, с обложек журналов и газетных страниц, такое знакомое и близкое, как лицо Деда Мороза или королевы? И вот теперь мы узнаем, что он собирается отойти от дел. В это сложно поверить. «Старые друзья уходят, появляются новые», - сказал как-то Далай-лама, Тензин Гьяцо. «Это как время. Новый день приходит на смену старому». Но когда речь заходит о самом Далай-ламе, трудно сохранять невозмутимость. Он стал неотъемлемой частью нашего мира. Он с радостью примет приглашение на мероприятия, в названии которых звучит слово «Тибет», станет почетным членом Ливерпульского университета, почетным гражданином Канады, получит награду Женской сионистской организации Америки "Хадасса", лишь бы это послужило делу освобождения его родины. Его яростно критикует Кристофер Хитченс, его осуждают, правда лишь в частных беседах, тибетцы в изгнании, которым хотелось бы, чтобы он занял более жесткую позицию по тибетскому вопросу, его проклинает китайская администрация по религиозным вопросам в лице Ци Сяофэя за «раскольничество и саботаж национального единства». Мистер Бернс однажды поручил Гомеру Симпсону запустить тортом в лицо Далай-ламе. Но Гомер струсил и не стал этого делать. И кто осмелится осудить его за это? Надо обладать сарказмом Хитченса и желчностью китайского бюрократа, чтобы ругать Далай-ламу. И вот теперь мы узнаем, что в свои 71 он планирует отойти от дел. Эта новость пришла из Брюсселя, куда в прошедшие выходные съехались группы сторонников Тибета из разных стран, чтобы обсудить с премьер-министром тибетского правительства в изгнании Самдонгом Ринпоче совместные действия в преддверии приближающейся Олимпиады в Пекине. В честь олимпийских игр Китай пообещал дать большую свободу слова, вроде бы идет диалог между представителями Далай-ламы и китайского правительства. Однако люди, неравнодушные к судьбе Тибета, видят за внешне умиротворяющей картинкой, созданной китайскими властями, усиление репрессий, как в Тибете, так и в самом Китае. И вот в этой обстановке Далай-лама уходит со сцены. «Далай-лама сохранит свою духовную роль, но хотел бы постепенно сложить с себя политическое бремя», - говорилось в сообщении. Сами тибетцы заявили, что эта новость уже давно не новость для них. Во время последней поездки в США Далай-лама сказал в разговоре со студентами, что он уже наполовину «на пенсии» и собирается полностью удалиться от дел в ближайшие несколько лет. Личный секретарь Далай-ламы пояснил: «Передача политического руководства займет некоторое время. Однако он останется духовным лидером, поскольку в буддизме не может идти и речи о том, чтобы сложить с себя сан Далай-ламы. Мирскую власть можно передать другому, но духовное руководство не передается». Здесь естественным образом возникает вопрос, как провести эту линию между мирской и духовной властью? Нынешний Далай-лама, как и его предшественники, является одновременно и духовным лидером Тибета и главой государства. Отсюда - уникальность его позиции на Западе. С одной стороны Далай-лама говорит от имени тибетского народа, страдающего под властью захватчиков. И никто, кроме китайского правительства не оспаривает его права на это. И одновременно с той же прямотой он говорит правду о буддизме. Грубый захват Тибета Китайской народно-освободительной армией, разрушение монастырей, идеологическая обработка монахов и монахинь, колонизация тибетских городов и деревень китайскими переселенцами – обо всем этом Далай-лама говорит с таким красноречием, с такой неподдельной горечью и возмущением, что его слова не оставляют равнодушными людей, где бы он ни выступал. Далай-лама также говорит об истинных ценностях, об этике и морали, о счастье. Его ненавязчивая манера, простые слова, в которые он облекает свои мысли, заставляют нас прислушаться. Тибетский буддизм это невероятно экзотическое построение, пожалуй, самая странная и далекая от нас религиозная традиция в мире. Но Далай-лама умудряется облечь сложные понятия в доступную форму, так, что они не утрачивают своей глубины. Он говорит: «Счастье не существует в готовом виде, оно является следствием наших собственных действий». «В практике терпимости не найти лучшего учителя, чем собственный враг». «Его Святейшество выразил пожелание уйти в отставку», - сказал директор базирующейся в Лондоне «Кампании за свободный Тибет». «Но тибетцы хотели бы, чтобы он остался… Мы уже не в первый раз слышим слова о «полу-отставке». Далай-лама смотрит в будущее. Он заботится о благополучии тибетцев, чтобы после его смерти у тибетцев, как в самом Тибете, так и в изгнании, не было необходимости в чрезвычайных мерах. Это заявление не стало для нас сюрпризом». Но кто же придет на место Далай-ламы? Есть у тибетцев ответ и на этот вопрос. Тензин Цунду, тибетский активист и поэт, сказал: «Его Святейшество периодически говорит о своей грядущей отставке. Он много сделал для того, чтобы дать тибетскому сообществу самостоятельность и демократию. Он передаст дела премьер-министру, избранному тибетцами, живущими по всему миру. Демократия это величайшее приобретение тибетского сообщества за последние 50 лет». Премьер-министру тибетского правительства в изгнании г-ну Ринпоче 70 лет, он доктор философии, но не монах. К сожалению, несмотря на занимаемый им высокий пост, он практически неизвестен за пределами тибетского сообщества. Власть Далай-ламы, подобно власти Папы, зиждется на единогласном признании ее законности всеми тибетцами. Какой бы поддержкой ни пользовался демократически избранный премьер-министр, его авторитет никогда не сравнится с авторитетом Далай-ламы. Тибетцам по-прежнему будут нужны их высокие ламы. И вот как раз в этом вопросе китайцы поставили тибетцев перед неразрешимой дилеммой. В тибетской духовной иерархии Далай-лама является номером один; вторым номером идет Панчен-лама. В обязанность Далай-ламы входит поиск нового воплощения Панчен-ламы при помощи сновидений и разных знаков. И наоборот – Панчен-лама ищет реинкарнацию Далай-ламы. И такое положение вещей существует уже много веков. В 1995 Китай решил вмешаться в процесс, похитив выбранного Далай-ламой Панчен-ламу, местонахождение которого с тех пор держится в строгом секрете. Когда умрет нынешний Далай-лама, марионеточный Панчен-лама, назначенный китайцами взамен исчезнувшего, послушно выберет марионеточного Далай-ламу. Круг замкнется к полному удовольствию Китайской народной республики. Однако все может пойти не так гладко, как хотелось бы китайцам. Далай-лама ясно высказался по этому поводу, заявив, что ввиду продолжающейся оккупации Тибета, его новая реинкарнация появится не в Тибете, а среди изгнанников. В этом случае появляется новая проблема - кто сможет идентифицировать новое воплощение? «Отсутствие Панчен-ламы сильно беспокоит все тибетское сообщество», - признает директор «Кампании за свободный Тибет». «Китайцам это хорошо известно, и вероятно именно это стало причиной того, что Панчен-ламу похитили». Но не все еще потеряно. В то время как Далай-лама покидает сцену, на нее готовится выйти другой высокий лама. Третий номер в духовной иерархии после далай-ламы и панчен-ламы – 17-й Кармапа, признанный и Китаем и Далай-ламой. Многие в тибетском сообществе опасались, что маленький мальчик попал под нездоровое китайское влияние, но подросший юноша развеял опасения и восстановил свою репутацию. В 1999 с несколькими товарищами он бежал из монастыря Цурпу и, преодолев сотни километров, глухими тропами тайно пробрался в Дарамсалу. Этот «черношапочный» лама, Оргьен Тинлей Дордже, еще не успел создать себе репутацию на Западе, поскольку официальные власти пока не позволяют ему покидать пределы Индии. Но его сторонники в Дарамсале уверены, что уже очень скоро ситуация изменится. «В следующем месяце ему исполнится 22, он говорит на шести языках и притягивает к себе все больше и больше людей», - говорит Джейн Перкнис, автор книги «Тибет в изгнании». «Люди приезжают даже из центрального Китая, чтобы послушать его. Он, несомненно, восходящая звезда – динамичный, неординарный, полный молодой энергии, но при этом потрясающе дисциплинированный, достойный человек, невероятно мудрый для своего возраста. Мы надеемся, что вскоре ему позволят свободно путешествовать за границу. Тогда он сможет переложить часть груза Далай-ламы на свои плечи». Немного подумав, она добавила: «Все молоденькие девушки влюблены в него…». Что ж, это пока единственное, в чем он превзошел Тензина Гьяцо. The Independent Питер Пофам Перевод: www.savetibet.ru - Сохраним Тибет! Просмотров: 6364 | Тэги: реинкарнация
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |