Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Верховный лама Калмыкии: «Хамбо-лама Бурятии должен сделать шаг»

| Еще
В конце июня Бурятию посетил верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, с чьим именем сегодня неразрывно связаны усилия по организации визита в Россию духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы.

Находясь в Бурятии по пути в Монголию и Туву, Тэло Тулку Ринпоче посетил целый ряд действующих в республике буддийских общин. Однако наиболее важным событием этого визита стала официальная встреча главы буддистов Калмыкии с Хамбо-ламой Бурятии Дамбой Аюшевым в его резиденции в Иволгинском дацане. В силу разных причин духовные лидеры двух буддийских республик России не встречались более десяти лет. Безусловно, они не могли не коснуться вопроса визита Далай-ламы в Россию…


- Уважаемый Ринпоче, буквально несколько дней назад завершился Ваш визит в буддийскую республику Бурятия. Если судить сегодня по публикациям в прессе и высказываниям представителей буддийских общин России, получается, что из всех трех буддийских республик (Калмыкии, Бурятии и Тувы), положение дел в Бурятии вызывает наибольшее число противоречивых суждений. Что увидели Вы?

Я приехал в Бурятию после долгого перерыва, и преследовал несколько задач. Во-первых, я был заинтересован в установлении тесных контактов и открытого диалога. Я также надеялся почерпнуть из общения с бурятскими буддистами те или иные новые идеи, ведь они прошли тот же путь, что и буддисты Калмыкии. И в будущем, как я полагаю, мы будем идти одной дорогой.

На мой взгляд, атмосфера в Бурятии сегодня существенно изменилась по сравнению с моим прошлым визитом. В начале 90-х, когда я был здесь в последний раз, были еще живы величайшие буддийские философы и великие ламы. Но сегодня все они ушли, и новое поколение буддистов вступает в свои права. Поэтому все выглядит совершенно иначе, нежели это было прежде.

В целом же, я считаю преждевременным делать окончательные выводы о ситуации в Бурятии, ведь я встречался с несколькими буддийскими общинами, и каждая из них представляет положение вещей по-своему. И в силу того, что я долго не был в Бурятии, и у меня нет здесь каких-либо долговременных проектов, мне довольно трудно судить, кто из них прав, а кто нет.

- В рамках этого визита в Бурятию Вы посетили Иволгинский дацан. Накануне, в интервью бурятской телекомпании «Тивиком», Вы сказали, что смотрите на предстоящую встречу с Хамбо-ламой Бурятии Дамбой Аюшевым с большим оптимизмом. Как прошла эта встреча, и почерпнули ли Вы что-нибудь для себя?

Я знаком с Дамбой Аюшевым уже много лет, однако в последний раз мы встречались довольно давно. Это была наша первая встреча после более чем десятилетнего перерыва.

Направляясь в Бурятию, я не собирался вмешиваться в чужие дела. Моей целью было, как я уже сказал выше, установить дружественные отношения, поскольку в будущем мы можем быть полезны друг другу. Таковы были мои намерения.

Для меня слишком рано судить, прав ли Дамба Аюшеев или же он совершает ошибку. Но я целиком поддерживаю его стремление упорно трудиться ради сохранения исконной культуры и традиций Бурятии, ведь я всегда подчеркиваю в Калмыкии, что буддийская культура наших республик уникальна. Она сохранялась на протяжении многих веков, и нам очень важно не утратить ее теперь. Хамбо-лама Бурятии в нашей беседе уделил огромное внимание именно этому аспекту, и это прекрасно.

Второе, что меня порадовало - Дамба Аюшеев подтвердил свою готовность к укреплению сотрудничества с тибетским монастырем Дрепунг Гоманг, где монахи из Монголии, Калмыкии, Бурятии и Тувы учились на протяжении многих веков. Хамбо-лама Бурятии считает своим долгом поддерживать эту традицию, и это замечательно. Он хочет сохранить ту связь, которая существовала между монголами, калмыками, бурятами, тувинцами и тибетцами, ведь у этих взаимоотношений очень древняя история. Сохранить их очень важно, и я высоко ценю готовность Хамбо-ламы двигаться в этом направлении. И дело не только в том, что я сам обучался в этом монастыре, или что в нем сегодня обучаются калмыки и буряты. Эта связь имеет уникальное историческое значение, и я прилагаю большие усилия на территории Калмыкии, чтобы ее сохранить.

- Таким образом, Вы рассматриваете возможность сотрудничества с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым и другими буддийскими общинами Бурятии?

Не знаю, насколько здесь можно говорить о сотрудничестве, но мы, безусловно, можем обмениваться мнениями и, обмениваясь мнениями, учиться друг у друга.

С финансовой точки зрения, буряты ничем не могут помочь калмыкам, и, наоборот, мы, калмыки, не можем оказать бурятам финансовую помощь. Ведь буряты сегодня в стадии восстановления буддизма – я видел очень много строящихся храмов, и тот же процесс происходит сейчас в Калмыкии.

Но хотя мы не способны оказать друг другу финансовую помощь, мы, безусловно, можем, поддерживать друг друга морально.

- На встрече с Вами в Иволгинском дацане Дамба Аюшеев подтвердил, что будет рад принимать в Бурятии Его Святейшество Далай-ламу, хотя его нередко обвиняют в обратном. Не могли бы поподробнее рассказать о его позиции в этом вопросе, поскольку это интересует многих?

У этой медали две стороны: первая – это то, что Дамба Аюшеев озвучил в нашей личной беседе; и вторая – это то, что он говорит прессе. Между этими двумя пластами есть большие противоречия.

С другой стороны, пресса есть пресса, и ей порой свойственны преувеличения. Как бы то ни было, в нашем личном общении Дамба Аюшеев не сказал ни одного слова против Его Святейшества Далай-ламы, иначе бы наши позиции сразу разошлись.

Я надеюсь, что Дамба Аюшеев, действительно, будет рад принимать Его Святейшество Далай-ламу в Бурятии, и что он будет придерживаться этой позиции впредь. И если все будет обстоять именно так, то я не вижу проблем в общении между нами.

Здесь есть еще один момент. Дамба Аюшеев сказал мне, что неоднократно обращался к российским властям с просьбой выдать визу Его Святейшеству Далай-ламе для посещения Бурятии и всякий раз получал отказ. А я - такой человек, сказал он, который спрашивает один раз, второй раз, третий раз, а затем ставит точку.

Мне кажется, это недостаточно обдуманная позиция. Ведь Его Святейшество Далай-лама – это совершенно особый случай, и мы не можем подходить к нему с обычными мерками.

Его Святейшество Далай-лама много путешествует, встречается со многими людьми, и у него очень жесткий график. Нам крайне необходим его визит в Россию; люди, с которыми я встречался, искренне хотят его видеть. Очень многие буряты-миряне приходили ко мне со словами: «Мы очень завидуем Калмыкии, завидуем, что у вас такой президент, и очень надеемся увидеть Далай-ламу в Бурятии. Пожалуйста, помогите нам». И они плакали …

Я знаю, что Его Святейшество Далай-лама хочет посетить Бурятию, и бурятский народ ждет этой встречи. И, являясь главой буддистов Бурятии, Хамбо-лама Дамба Аюшеев должен сделать шаг. Он должен сделать его не ради себя, но ради людей. И если он добьется приглашения Его Святейшества Далай-ламы в Бурятию, это будет огромный плюс для института Хамбо-ламы, для развития буддизма и для народа Бурятии.

- В ходе своего визита в Бурятию Вы также встречались с представителями центра «Ринпоче-Багша» Еше Лодоя Ринпоче, с бывшим Хамбо-ламой Бурятии Чойдоржи Будаевым, с другими буддийскими общинами, которые в той или иной степени находятся в оппозиции к действующему Хамбо-ламе Дамбе Аюшеву. Как Вам кажется, возможно ли перемирие?

В целом, все они говорят о восстановлении буддизма, о возрождении древних традиций. Перед ними стоят одинаковые задачи, и я до конца не могу понять, в чем именно состоят неразрешимые противоречия, разделяющие различные буддийские общины Бурятии.

Но я искренне хочу надеяться, что придет тот день, когда представители всех буддийских общин Бурятии соберутся вместе, расскажут друг другу о своих проблемах и придут к общему мнению.

Конечно, у каждого человека свой взгляд на вещи, свое мировоззрение, свои методы взаимодействия с миром. Но если буддисты Бурятии начнут открытый и мирный диалог с чистым намерением устранить разногласия, то любые внутренние противоречия могут быть разрешены.

А если будет единство в рядах буддистов Бурятии, то мы можем двигаться дальше – начать сотрудничество с буддистами Калмыкии и Тувы, взглянуть на ситуацию с точки зрения более широкой перспективы и понять, каким образом мы можем возродить буддизм не только в отдельно взятой республике, но и в России в целом.

- Готовы ли Вы в какой-то мере способствовать этому миротворческому процессу, ведь судя по всему, обе стороны питают к Вам определенное доверие?

Не знаю, можем ли мы говорить о доверии, но очевидно одно – очень многие видели или, по меньшей мере, слышали о том, чего мы достигли в Калмыкии, и они хотели бы видеть подобное развитие и в Бурятии.

Что касается помощи, мне трудно сказать что-то определенное, поскольку я плохо знаю бурятский менталитет. Но если потребуется моя помощь как посредника в этом переговорном процессе, я буду более чем рад оказать ее. Конечно, если меня об этом попросят.

- Вы сказали в интервью телекомпании «Тивиком», что планируете теперь чаще бывать в Бурятии. Это, действительно, так?

Да, но не для того, что продвигать здесь свои идеи, высказывать критику в чей-либо адрес, или ступать на чужую территорию. Я лишь хочу лучше понять сложившуюся ситуацию и ближе познакомиться с людьми. В этих целях я, безусловно, хотел бы приехать снова.


Беседовала Юлия Жиронкина
www.savetibet.ru - Сохраним Тибет!


Смотрите также:

Верховный лама Калмыкии в Бурятии: «Я забочусь обо всех буддистах России».
Эксклюзивное интервью телекомпании «Тивиком» (Улан-Удэ, Бурятия)
Просмотров: 6213  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

nataliya (Посетители) | 25 июня 2007 16:51  
Я наблюдаю за тем, что происходит в Иволгинском дацане около 10 лет. Можно спросить, почему монахи школы гелугпа имеют жен, детей, бьют своих жен, ругаются матом, пьют водку и занимаются бизнесом? Извините, если кого-то обидела, но это правда. Мне жаль тех, кто им верит.
torek (Гости) | 25 июня 2007 17:41  
жаль таких монахов, в их руках драгоценное учение
liya (Гости) | 25 июня 2007 20:22  
naskol'ko ya ponimayu, v Ivolginskom dacane net nastoyaschih monahov.
Poetomu sudit po povedeniyu lam iz etogo dacana o vseh monahah Gelug-pa
po krajnej mere glupo...
LUNGTA (Посетители) | 25 июня 2007 20:29  
В руках подобных "монахов" - Учения нет! Хочется верить, что это явление - временное, и вызвано оно извращениями коммунистических времен, когда лам насильно спаивали, унижали и под дулом автомата заставляли жениться. В такой ситуации трудно не дрогнуть - нужна истинная вера и понимание Учения. Хотя рассказывают, что были и в Бурятии и в Туве такие Учителя, которых нквдешники просто не могли расстрелять - пули проходили насквозь не причиняя им вреда. Но таких было мало... и они в конце концов тоже ушли. Однако, к счастью сейчас, никто не приставляет к виску пистолет с требованием нарушить обеты. Почему же многие ламы, отучившись в тибетских монастырях и вернувшись в Россию оказываются не способны удерживать свои обеты? Думаю, что во вмногом это зависит от нашего с вами отношения к этому вопросу. Если мы, миряне, смотрим на подобное поведение - пьянство и распутство лам - сквозь пальцы, или еще чего хуже - пытаемся выдумывать им всякие оправдания - типа - а у нас такая традиция, то этим мы сами роем для себя очередную могилу. Кто же еще кроме чистого ламы с обетами может помочь мирянину в эти смутные времена? Неужели эти ламы-оборотни? Их конечно пожалеть нужно - дорога у них теперь, увы, одна - в ады Авичи. Но подношения нести и советы спрашивать у таких "лам" я бы никому не советовал - все в этом мире взаимосвязано, и никто не знает как нам может аукнуться связь с таким нечистым человеком...
Но я все-таки я верю, что когда-нибудь в России появится новая волна молодых лам-героев, способных выстоять в этой нелегкой битве с сансарой. И эта волна как цунами сметет с лица земли малодушие и слабость, проявляемые некоторыми их старшими коллегами. Я верю, что эта волна уже зреет и скоро придет!
ЖАК (Посетители) | 26 июня 2007 13:35  
да уж...

потихоньку готовим перчатки к бою... :))

wildchild (Гости) | 27 июня 2007 07:44  
ya zhil v Ivolginskom Datsane ok 2h let.
i skazhu ya vam ni k Gelukpe ni k kakoy drugoy shkole povedenie mnogih zhiteley datsana ne otnositsa.
Tam est' deystvitel'no okolo 10-20 m0onahov-getsulov, est' i gelony navernoe, oni ne zhenaty, ne p'yut i bol'shinstvo iz nih
zanimayutsa praktikoy, no bol'shinstvo naseleniya tak nazyvaemie"lamy" eto nastoyaschie degradanty i znaete kto iz nih samiy glavniy-Ayusheev Damba.....
On vrag Ucheniya, on smeetsa nad temi kto praktikuet i vse delaet tol'ko v ugodu sebe, emu net ni kakogo dela do Tibeta i EGO SVIATEYSHESTVA.
Vy by poslushali shto on neset na ESHE LODOY Rinpoche !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Poka on u vlasti Sanghi Buriatii horoshego tam ne budet, on uzhe mnogo zla nadelal.Vignal vseh Tibetsev , sozdal sobsvenniy kul't velichiya i pol'zuetsa mumiey Itigilova kak torgovoy markoy.
gnat' ego nuzhno v sheyu.
Ninche (Гости) | 27 июня 2007 09:52  
Я всегда поражаюсь усилием и преданностью Шаджин-ламы Калмыкии. И мне бы хотелось чтобы он еще раз приехал к нам в Тыву!!!!!!
Сэсэг (Гости) | 28 июня 2007 04:50  
Добрый день!
Очень надеюсь, что начтый открытый разговор между двумя лидерами буддизма у нас в России продолжится, и та доброжелательность и радость при встрече в глазал Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева и Верховного Ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче станет причиной для приезда Его Святейшества Далай Ламы в Россию и Бурятию.
Извините, но хочется добавить по поводу высказывания о Ламах в Бурятии. Такими высказываниями вы вносите раскол среди буддистов России, и препятствия в старания Тэло Тулку Ринпоче создать взаимопонимание и гармонию. Давайте смотреть в свой ум, а не оценивать действия других, тем более Пандито хамбо ламы Аюшеева. Этим вы не накопите положительной кармы. Давайте видеть хорошее и лучшее в других, а в действиях бурятских лам есть очень много хорошего!
nataliya (Посетители) | 8 июля 2007 15:56  
Дорогая, Сэсэг!
Передай эти слова Аюшееву, может тогда он прекратит плохо говорить о настоящих Учителях, жаль, но ты сама не владеешь информацией. Небольшой совет, прежде чем советовать, знай о чем говоришь. А то, что Римпоче из Калмыкии пытается помочь жителям Бурятии, большое ему спасибо! Было бы неплохо, некоторым лицам, официально извиниться и возможно, этих комментариев не было бы.
Nick (Гости) | 10 января 2008 07:09  
Каким образом вам в течение 10 лет удается наблюдать за тем, что происходит в Иволгинском дацане и в частной жизни монахов? Просто интересно.
rigzen (Посетители) | 13 января 2008 11:12  
Уважаемые форумчане,

Действительно буддизм в целом по России, и в частности в бурятии переживает не лучшие времена. Это не удивительно...видимо не бывает так, что после таких лихолетий, сразу все приходило в состояние покоя. Если конечно, этот мир взаимозависем. Но вопрос изначально поставлен неверно (почему монахи школы гелугпа имеют жен, детей, бьют своих жен, ругаются матом, пьют водку и занимаются бизнесом), сейчас так поступают не только монахи школы Гелуг....это нетерпение и невежество свойственно многим живым ))))).
Вопрос о деятельности Главы буддистов, относится скорее к существующей политической жизни России, нежели к религиозной практике буддистов. Данный вопрос со стороны мирян будет рассматриваться видимо после того, когда большинство людей выйдут из состояния хронической бедности и перестанут думать только о хлебе насущном. И покуда господство астрологии и магии призывания богатства в бурятских дацанах будет первичной, то настоящих монахов мы ещё долго будем ждать, будь то тибетцев, бурятов, или выходцев иных народов. Жить в такое время, является большим благом для накопления добродетели.
Тим (Гости) | 15 сентября 2008 00:40  
Взгляд из Киева. Похоже скорее Ю. Ехануров (украинский высокопоставленный бурят, бывший Премьер-Министр, теперь министр обороны Украины) для украинских бурят пригласит Далай-ламу на Украину чем россияне в Россию. Бурятские же ламы, их можно понять, молчать вынуждены. У них на руках вся сангха. Время такое в России, подконтрольное. Не доверяет государство российское бурятам, т. к. у бурят в национальном самосознании есть стремление к суверенитету. Как бы приезд Далай-ламы не потенциировал это стремление. Скорее всего так думает Кремль (догадаться не трудно, если сравнивать с отношением в прошлом Кремля к советской Украине). Гарантировать приезд Далай-ламы в Бурятию может только одно - государственный суверенитет Бурятии. "В свойий хати своя правда и сыла и воля" (В своем доме своя правда и сила и воля) - Тарас Шевченко, украинский поэт (украинцы называют его "наш пророк"). Бурятия точно как Украина, и не только в этом ("Бурят-Украина" :) ).
гневный (Гости) | 14 января 2009 11:39  
дорогая natalia. как же вам удалось в течении 10 лет наблюдать за ламами Иволгинского дацана? откуда вы взяли что шажан лама калмыкии может чем то помочь буддизму в Бурятии? ведь уровень калмыцкого буддизма в стадии недавного возрождения. Е:щё каких то 10 лет назад там небыло лам способных провести богослужения и для этих целей они использовали магнитофонные записи. Из Иволгинского дацана отправлялись ламы для проведения богослужений.
хун (Гости) | 18 октября 2010 09:54  
стыдно......
Пора родится богу, рядом с байкалом

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Июнь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100