Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Далай-лама: не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний

7 января 2010 | Версия для печати
| Еще
На продолжающихся в эти дни учениях в Бодхгае духовный лидер тибетского буддизм Его Святейшество Далай-лама выступил с жесткой критикой в адрес тех священнослужителей, которые, не являясь монахами, облачаются в монашеские одежды, вводя в заблуждение людей, обращающихся к ним за помощью.

Поводом для безапелляционного выступления Далай-ламы, потребовавшего, чтобы подобного рода священнослужители сняли монашеские одежды, послужило его недавнее общение с монахами традиции Тхеравада. Его Святейшество Далай-лама встречался с бирманскими монахами в рамках крупного международного форума «Парламент мировых религий», проходившего в прошлом месяце в Мельбурне (Австралия).

«Я знал, что в Бирме по сей день сохранилась очень сильная традиция медитации (шаматхи и випашьяны), и потому выразил бирманским монахам знаки почтения, - рассказал Далай-лама. – Во время нашей беседы они сказали мне: «Мы – последователи одного и того же учителя (Будды), но между нами огромная разница».

Когда я услышал эти слова, во мне возник внутренний протест. Разумеется, различия между нами есть, однако основой все равно остается Виная (свод монашеской дисциплины). Мы следуем санскритской традиции Винаи (Муласарвастивада), а они - традиции Тхеравада. В нашей традиции полностью посвященные монахи держат 253 обета, а в их традиции - 227. Я изложил все различия между нашими двумя традициями Винаи, и бирманские монахи с изумлением спросили меня: «Как, у вас тоже есть Виная?!».

Комментируя этот случай, Его Святейшество Далай-лама подчеркнул, что корнем буддийской Дхармы являются монахи, соблюдающие обеты Винаи. «Однако в наше время появились люди, которые носят монашеские одеяния, и при этом имеют жен. Порой мы оказываемся в совершенно отчаянном положении, когда нам приходится задавать вопрос: «Вы монах с женой или без жены?» - заметил он под раскатистый смех 30 тысяч слушателей.

В качестве примера подобного печального положения вещей Его Святейшество Далай-лама привел Монголию, что в той или иной степени можно экстраполировать и на буддийские регионы России.

«Это никуда не годится, когда нам приходится спрашивать человека, облаченного в монашеские одеяния, есть у него жена или нет, – заявил Далай-лама. – Еще во времена царя Трисонга Децена, когда он, Падмасамбхава и настоятель Шантаракшита действовали сообща, они провели четкое различие между монахом и мирянином, в том числе тем, кто практикует тантру. Это очень скверно, когда находятся люди, которые надевают монашеские одежды и ведут себя как монахи, при этом не являясь монахами».

Его Святейшество вспомнил еще одну встречу, которая состоялась у него некоторое время назад в Польше с женщиной-профессором, посвятившей себя изучению буддизма в Монголии. «По ее признанию, некоторые монгольские монахи говорили ей, что хотят быть буддистами 21-го века, то есть женатыми «монахами». Она спрашивала меня, возможно такое или нет?

Далай-лама: не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний

Держать в чистоте обеты монаха и одновременно иметь жен невозможно – таков был мой ответ. Монашеская традиция берет начало от Будды Шакьямуни, и, согласно этой традиции, монашество подразумевает обет безбрачия. Мы не можем менять этот уклад, ссылаясь на то, что кому-то было явлено то или иное видение, и теперь можно быть монахом и иметь жену. Конечно, в тантре упоминается о разного рода видениях божеств. Однако что касается норм монашеской дисциплины, то они незыблемы, и здесь не может быть никаких исключений. Эти правила были изложены самим Буддой Шакьямуни», - подчеркнул Далай-лама.

Его Святейшество Далай-лама вспомнил то чувство неловкости, которое он испытал, когда во время одного из визитов в Монголию облаченный в монашеские одеяния Хамбо-лама Монголии подвел к нему маленькую девочку и представил ее как свою дочь.

«Нам нужно быть очень внимательными в этом вопросе. Не можешь быть монахом – не носи монашеских одеяний», - подчеркнул он.

Духовный лидер тибетского буддизма отметил, что подобное положение вещей отчасти связано с теми нелегкими испытаниями, которые выпали на долю монгольских народов, на долгие годы утративших возможность исповедовать свою традиционную религию. Он вспоминал свой первый визит в Монголию, состоявшийся в 1979 году: «Монголия тогда по-прежнему была коммунистической страной, и на практику Дхармы были наложены жесткие ограничения. В стране еще оставались монастыри, и я обратил внимание, что пожилые монгольские монахи читали молитвы на тибетском языке. Они не могли разговаривать на тибетском, но знали письменный язык, и мы общались друг с другом в письменной форме. Я писал им свои вопросы, а они, в свою очередь, писали мне ответы.

Монголы говорили, что если читать молитвы на тибетском языке, то в них будет больше благословенной силы. Это подобно тому, как мы, тибетцы, говорим, что если читать молитвы на санскрите, то они несут больше благословения».

Как бы то ни было, в настоящее время главным ориентиром должно быть восстановление чистой монашеской дисциплины, которая со времен буддийского царя Сонгцена Гампо составляла суть тибетского буддизма. По всей видимости, тема укрепления монашеской дисциплины в ближайшее время станет одной из центральных тем на всей обширной территории распространения тибетского буддизма.

Напомним, что в прошлом месяце в монастыре Тергар в Бодхгае состоялся семинар по Винае, возглавляемый Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже. В жарких дискуссиях о тонкостях монашеской дисциплины и возможности восстановления полного монашеского посвящения для женщин принимали участие монахи и монахини из всех основных монастырей школы Кагью, расположенных в Индии, Непале, Бутане и других странах.

Его Святейшество Далай-лама, со своей стороны, пригласил встреченных им в Мельбурне бирманских монахов посетить тибетские монастыри для совместного обсуждения свода Винаи.

«Когда эти два бирманских монаха сказали мне, что между нами большая разница, мне стало не по себе, и я задумался - что же делать? Я сказал им, что у нас есть различия в количестве обетов, а в остальном правила одинаковы. Я пригласил их посетить наши монастыри для обсуждения Винаи с нашими монахами, чтобы мы могли чему-то научиться у них и с надеждой, что и они, возможно, смогут чему-то научиться у нас. Очень важно ближе знакомиться друг с другом», - отметил Далай-лама.


Юлия Жиронкина
Просмотров: 20766

Комментарии:

Luch (Гости) | 14 января 2010 14:11  
Очень интересный диспут. "Горячая реакция" подтверждает своевременность опубликования этой информации и благодаря представленным здесь мнениям приходит понимание сложности создавшейся ситуации и единственного пути решения этой проблемы,указанного Его Святейшеством Далай-Ламой .
MONAH SAMLO KANZEN (Посетители) | 14 января 2010 16:06  
-,,Kotorye za predel,ny ogranicheniyam mozhno ne sporit,,-Eto takzhe i glava traditsyonnoj sankxi Rossii! na dele gde mozhno poluchit, Buddijskoe obrazovanie! na dele vostanavlivaet traditsyi, na dele podderzhivaet kul,turu. oglyanites, posmotrite, kto chto delaet? skol,ko let nuzhno chtob Buddizm stal traditsyonnym? nu a netraditsyonnym?
прихожанин (Гости) | 16 января 2010 01:47  
Не можешь быть монахом-не носи монашеских одеяний! Это наставление Е,С, Далай Ламы - призыв к возрождению истинного Учения Будды, ко всем кто относит себя к последователям Учения. Согласно Винае признание де-факто и де-юре буддийской традиции, признаётся при наличии 4 гелонгов. Дацанов можно настроить, а где взять по 4 полностью посвященных монаха? Надежды возлагаемые на студентов, обучающихся в Индии зачастую не оправдываются в силу многих причин. Среди многих факторов, определяющих такое положение выделяется низкий мотивационный уровень, тех кто решает избрать "профессию" ламы при "терпимом отношении" паствы. Рассмотрение этих проблем в широкой аудитории, вполне приемлемый и полезный для всех сторон шаг. Да достигнут все живые существа всеведения!
MONAH SAMLO KANZEN (Посетители) | 16 января 2010 07:29  
Vyrostite syna, otdaite ego v datsan-nu, a zatem obsuzhdaite. lyudi i v 40 prixodyat uchi,sya! dobro pozhalovat, dveri monastyrya vsegda otkryty. vot tamta i vse obsudim, uvas budet pravo slovo skazat,! nu a tak, uvas net osnovanii.
nablyudatel' (Гости) | 16 января 2010 11:12  
Tut est' opasnost', chto nashi buddisty nachinayut obsujdat' sanghu eto tak nel'zya. Eto vopros tol'ko vsem Lideram buddisma vo vsem mire. Ostryi vopros' s davnih vremen s momenta rasprostraneniya buddisma. Poetomu podumaite o Nalande v Indii. Est' li seichas' tam monahov? zadaite vopros' kak eto sluchilos' chto seichas tol'ko vspominaem o teh vysokih lam geroev gelongov monahov. Vremya razvitiya buddizma est' i put' , sud'ba toje est'. i ne dumaite tol'ko o buddistov lam Mongolii i Rossii nado toje posmotret' Indiyu i drugie strany. Nachinaite s pribejisha i nahodite nastoyashego Lamu dlya sebya chtob idti po puti. I tut rech' idet o monahe Lame kotoryi pomojet lyudyam naiti put[' spaseniya ot stradanii sansary. i vsem nel'zya sudit' put' ili karmu togo nichtojnogo cheloveka. Emu tak i tak budet otvechat' pered Erlik-Xaanom. Pojaleite tex po buddistki! Sostradaite!
Ооржак (кечил) (Гости) | 24 января 2010 07:27  
Мы "Согпо"-народы в особенности(Монголия и Россия)должны переосмыслить сегодняшнее положение буддизма, влияние негатива коммунистически-атеистического прошлого вылилось в сегодняшнее -тотальное в этих странах преобладание "женатых""монахов"над кенинанми и хелинами(гелонги).В Туве постепенно с прибытием все новых и новых хуураков-выпускников буддистских институтов появилась тенденция исправления данной ситуации в обозримом будущем(20-30 лет.Действующий Камбы Лама Тувы выпускник Гоман дацана,хелин.Е.С.Далай Лама открывает нам новую страницу для развития буддизма- страницу обновления и осмысления истоков нашего традиционного Учения, где основным для монахов является Виная и его соблюдение.
Дорже Дампа (Гости) | 26 января 2010 17:12  
Cоветую выбирать себе ламу не по наличию или отсутствию рясы, а по наличию или отсутствию соответствующих качеств. Список качеств можно прочитать в "Ламрим Ченмо" Чже Цонкапы.
Таши (Гости) | 1 февраля 2010 12:45  
влияние негатива коммунистически-атеистического прошлого вылилось в сегодняшнее -тотальное в этих странах .." вот верная мысль у Ооржака, спасибо. Эти 70 лет красной бесовщины сказались на всех - на людях, на религиях. Посмотрите - те или иные крупные проблемы околодоктринального свойства есть ныне ведь и в российском исламе, и в православии, (про иудаизм не слышал, но я им не интересуюсь совершенно, не слежу). По Монголии красный каток тоже неплохо прошелся, так что вот она, причина. (ПОясню: одновременно заметно что чем ближе к традиции непрерванной, тем лучше у монахов со всем, включая винаю:)) Для примера возьму совершенно другую религию - христианство. В православной Греции, не испытавшей такого удара, атмосфера куда более здоровая чем в РПЦ).
70 лет болели - 70 лет лечиться надо, не меньше, и чудес не ждать. А междоусобная грызня лишь оттягивает выздоровление. Всем счастья:) Ом мани падмэ хум
osip (Гости) | 1 марта 2010 10:39  
zhivite druzhno people!!!!
Виктор (Гости) | 1 января 2011 20:07  
Прошел почти год... Что нибудь изменилось? Какие меры предприняты? Снимают ли монашеские одежды те, кто "не может быть монахом"? Мне интересно, есть ли статист. информация о том, сколько в России буддийских монахов или скажем ну хотя бы тех кто к ним себя причисляет? Сколько гелонгов в России?

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru