Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Калмыкии готовятся к наступлению Цаган сара - Белого месяца12 февраля 2010 | Версия для печати
Буддийский и калмыцкий национальный праздник Цаган сар (Белый месяц), отмечаемый в 1-ый день месяца Дракона по лунному календарю, выпал в этом году на 14 февраля - воскресный день, удобный для совершения традиционных в честь этой даты религиозных служб и домашних дел. В этот день принято ходить друг к другу в гости, дарить подарки, готовить обильные и сытные кушания, в особенности борцоки (мучное блюдо), которые подносятся на алтарь Буддам и Бодхисаттвам, а также родственникам и друзьям во время праздничных визитов.
Цаган сар связан с именем богини Окон Тенгр (богиня-дева, небесная дева): с 12 по 14 февраля к ней, а также к другим защитникам-сякюснам будут обращаться монахи Калмыкии, продолжая тем самым уникальные многовековые калмыцкие традиции. «Во все времена будем соблюдать законы и обычаи предков!» - говорится в известном йоряле (благопожелании) в честь Цаган сара. Считается, что к Цаган сару земля оттаивает после долгой зимы, и самое время начать не только новый сезон, но и новую жизнь, неотделимую от нравственности, особо ценимой в калмыцком сообществе. «Будем жить долго, учить молодых законам предков, жить, не проявляя плохих черт», - говорится в том же праздничном йоряле. В последние годы у буддистов Калмыкии сложилась традиция рано утром в день Цаган сара собираться в хурулах, чтобы принимать от лам обеты Махаяны (тиб. Содженг) с обещанием отказаться от негативных деяний сроком на один день. В этом году лама Центрального хурула Геше Лоден дарует обеты Махаяны в 5 часов утра 14 февраля для всех желающих. Цаган сар на протяжении многих веков для калмыцкого народа был также связан с кочевым образом жизни. Став народом оседлым, калмыки сохранили торжественность Цаган сара - белого, счастливого месяца приветствий и поздравлений, имеющего преимущественно религиозную важность. Цаган сар калмыки празднуют дома и в хурулах; в храмы приходят для участия в торжественных молебнах, а также ритуалах «чаксум» (13 февраля, с 9:00 до 12:00), проводимых монахами в целях ограждения людей от негативного влияния злых духов. Администрация хурула обращается к жителям республики с просьбой не приносить с собой тесто - оно будет раздаваться на молебне. Специальная кукла при сожжении заберет на себя все неблагоприятное. Кусочки теста, которые прихожане получат от служителей хурула, будут собраны и преданы огню также в знак устранения преград. Согласно поверью, тесто вбирает в себя людские болезни и препятствия в добрых делах. Затем эти кусочки сжигаются в ритуальном костре. Буддисты верят, что в ходе особого ритуала, обращенного к божествам-защитникам, устраняются все проблемы, болезни, в огне сжигаются все негативные помыслы и неблаговидные дела, которые были совершены в течение уходящего года. Буддизм в Калмыкии Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |