Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Тибетская поэтесса призывает остановить коммерческую "модернизацию" Лхасы16 мая 2013 | Версия для печати
"На площади перед Джокангом, что за многовековую историю видела столько перемен, больше нет паломников из Кама или Амдо, дошедших до Лхасы с дальних окраин Тибета, совершая полные простирания; больше нет старинных построек с масляными светильниками, где тысячи и десятки тысяч тибетцев ежедневно совершали подношения света. Только снайперы на крышах да машины вооруженной милиции. Только открывающиеся один за другим гигантские торговые центры — совместные предприятия, выстроенные на деньги правительства и частного капитала. Каждый с надувными кроваво-красными колоннами у дверей — свидетельство вопиющей вульгарности и агрессивности этих новых инициатив..." Тибетская поэтесса Церинг Осер (Tsering Woeser) выступила в социальных сетях с протестом против коммерческой реконструкции старого города в ее родной Лхасе. Тысячи человек выразили ей поддержку, перепостив ее обращение и поделившись своими мыслями по поводу Тибета. Большинство сторонников отметили, что посещали Тибет как туристы, тогда как остальные видели его только на картинках и в кино. Но лишь некоторые знают, насколько трудным стало для Церинг Осер и других переехавших тибетцев попасть в родные места в автономном районе. Когда Церинг Осер, живущая в Пекине, отправилась в октябре навестить свою мать, ей пришлось добираться в Цзилинь, где у нее прописка (хукоу), чтобы получить разрешение на проезд от местной милиции. И она смогла продолжить поездку только после того, как милиция выдала документ, в котором говорится, что Осер не совершала ничего криминального, и форму со штампом местного отделения, подписанную представителем власти. Впрочем, это было еще терпимо по сравнению с тем, что она увидела на родине. По словам Осер, она пришла в ужас от размаха и сути коммерческой реконструкции, проводящейся в тибетской столице. “Обширный коммерческий девеломпент разрушает Лхасу”, - так озаглавила она свое обращение от 4 мая, которое успело получить широкое распространение в социальных сетях (weibo), пока 6 мая не была удалена цензурой. “Пожалуйста, спасите Лхасу”, умоляет она в петиции, опубликованной также в ее блоге Invisible Tibet и переведенной в блоге High Peaks Pure Earth. Девелоперский проект, о котором идет речь, это торговый центр Barkhor Mall, строящийся в границах старого города. Как указано в объявлении девелопера, размещенном на заборе возле монастыря Джоканг, после завершения строительства торговый центр займет площадь в 150 тысяч квадратных метров и будет иметь 1117 парковочных мест. “Сколько грунтовых вод понадобится выкачать под парковку”, вопрошает Осер, напоминая о панике и недовольстве среди местных жителей, когда начали отсасывать воду для сооружения подземного гаража в колоссальном торговом центре с псевдорелигиозным названием “Spiritual Power Plaza”, который еще не открылся. “Люди испытывают опасения по поводу оседания почвы и провалов, а также другого ущерба старому городу”, пишет она. Но Осер еще более встревожена тем, что многие считают стремлением правительства превратить Тибет в очередной “старый Лицзян". Этот исторический город в провинции Юньнань, который сегодня кишит экскурсиями, навсегда испорчен чрезвычайной коммерциализацией и после выселения былых жителей лишился того, что называют духом места. В своем обращении тибетская поэтесса приводит комментарий туриста, появившийся на Sina Weibo: “Теперь я понимаю, что изначальной целью [реконструкции] в Лхасе было сооружение дорогого туристического монстра по типу Лицзяна. Весь недорогой сектор услуг, уличные лавочки и гестхаусы старого города должны исчезнуть, а взамен придут отели и магазины предметов искусства и сувениров с высокими ценами. Более того, все здания на старых улицах должны иметь единообразные фасады и единообразные вывески”. В обнародованном правительством проекте говорится, что из исторического района Баркхор, где всегда было полно паломников и окрестных тибетцев, должны исчезнуть торговые точки и оставшиеся там жители. Их дома и магазины подвергнутся переделке, чтобы привлечь сюда крупный бизнес, включающий рестораны, бары и арт-галереи. По этому проекту старые торговцы должны переместиться в новый торговый центр, а жители будут переселены в пригороды. Каждому домовладению выделяется компенсация от 20 тысяч до 30 тысяч юаней. “Лхаса существует не только для туристов, - подчеркнула Осер в интервью гонконгской South China Morning Post. – Там живут реальные люди, это религиозное место. Невозможно взять и превратить его в деревню Саньлитунь”. Деревня Саньлитунь (Sanlitun) – дорогостоящая и многолюдная торговая зона в Пекине. Хотя жители крайне обеспокоены тем, что девелоперы необратимо изменят архитектурный, культурный и религиозный облик Лхасы, они боятся мести чиновников и поэтому не рискуют высказываться открыто против планов реконструкции, отмечает Осер. Международная пресса уделила внимание случаям самосожжений тибетских монахов, продолжает она, тогда как не менее значимая катастрофа в Лхасе остается вне поля зрения общественности. Тибетская поэтесса решила выступить со своей просьбой о поддержке в социальных сетях, хотя знает, что чиновники могут отомстить и ей. “Обращаюсь с просьбой к ЮНЕСКО и другим международным организациям, тибетским ученым и специалистам, ко всем вам: пожалуйста, остановите эту страшную модернизацию от совершения неизгладимых преступлений в отношении экологии, культуры и архитектуры старой Лхасы”, пишет она. Церинг Осер приложила к своему обращению 20 фотографий, отражающих печальные изменения в облике старого района тибетской столицы. На одной из них видно, что перед монастырем Джоканг больше нет паломников из исторических провинций Кхам и Амдо, выполняющих простирания на всем пути от удаленных границ до Лхасы, нет палаток, где ежедневно возжигались тысячи ламп с маслом яка. Только снайперы на крышах тибетских домов и машины вооруженной милиции да открытые при участии чиновников торговые предприятия, декорированные пошлыми кроваво-красными пластиковыми колоннами, символизирующими господство партийных нуворишей. Валерий Никольский Фотографии из подборки, собранной Осер для иллюстрации происходящего в Лхасе:Вид с воздуха на строящийся торговый центр на Баркхоре. Не так давно реку Кьичу перегородили и она пересохла. Тибетцы, не сговариваясь, бросились спасать уцелевшую рыбу, плещущуюся на мелководье. Печальная и весьма характерная сцена... На площади перед Джокангом больше нет паломников из Кама или Амдо, дошедших до Лхасы с дальних окраин Тибета, совершая полные простирания. У них нет специальных разрешений на посещение центра, и их останавливают на блок-постах, расставленных вдоль дороги вокруг Джоканга, по которой паломники совершают обход святыни. Старый город в Лхасе. Тибетцы идут Баркхору, совершая обход Джоканга. Здания вдоль улицы Баркхор. Статьи по теме:Осер. Лхаса в феврале (4 марта 2010) В феврале с приходом Лосара ветер носит по улицам Лхасы песок, будто стараясь стереть город в порошок. Раньше песчаные бури никогда не начинались так рано. Одно ли глобальное потепление тому виной? Когда-то речную долину, в которой расположена Лхаса, окружала горная гряда с поэтическим названием «Восемь лепестков лотоса». Но горные комбайны сгрызли ее до основания, и потому сегодня, стоит подуть первым ветрам, пыль и песок проникают повсюду. Когда-то в горах над долиной Лхасы жил Цанпо Сонгцен Гампо, но сегодня местное правительство продало эти земли китайским золотодобывающим компаниям. Чиновники набили карманы деньгами, нимало не заботясь об отравленной воде и сельскохозяйственных угодьях, о погибших домашних животных и странных заболеваниях фермеров. В феврале с приходом Лосара в Лхасе по телевизору показывают, как чиновники беседуют с бедными тибетцами из Лхасы или из отдаленных селений, расспрашивают об их трудной жизни. Чиновники и их подчиненные показывают деньги, несколько сотен юаней, которые они театральным жестом передают тибетцам. А те, в свою очередь, кланяются и высовывают язык (в знак уважения), или жмут чиновникам руки. Они проливают слезы радости; некоторые, захлебываясь в рыданиях, произносят слова бесконечной благодарности на диалектах Лхасы, Шигадзе, Нагчу или Чамдо. Но не является ли такая безмерная признательность в ответ на столь незначительную сумму денег тревожным признаком того, сколь массова и безысходна их бедность? Читать далее... Просмотров: 2757 | Тэги: Валерий Никольский
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |