Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
60-летие восстания в Тибете: исторические факты и китайская пропаганда10 марта 2019 | Версия для печати
10 марта 2018 г. – трагический юбилей для тибетцев: это 60-летие их народного восстания, подавленного китайскими коммунистами. Собственно, это дата условная – начало массового восстания в Лхасе.
Однако восстание тибетцев против Китая началось гораздо раньше – уже вскоре после известного Соглашения по мирному освобождению Тибета из 17 пунктов, подписанного 23 мая 1951 г. в Пекине под давлением Компартии Китая (КПК). Оно содержало ряд неверных утверждений, по-разному трактовалось китайской и тибетской сторонами, не было легитимно ратифицировано тибетской стороной, а документов, заменяющих его, позже так и не появилось. По мнению экспертов по международному праву, оно с самого начала было нелегитимным. Не буду останавливаться на нем. Желающие могут почитать его разбор в моей книге "Скрытый Тибет". В данном случае важно то, что в этом соглашении не были указаны границы территории, на которую оно распространялось. Тибетцы под ней понимали все свои земли, в том числе Кам и Амдо, а китайцы – только те земли, что не были включены в их провинции. То есть, по китайской трактовке, на Кам и Амдо это соглашение не распространялось. В 1950-х гг. в КНР стали проводить демократическую реформу – перераспределение земли, подавление землевладельцев и врагов революции, классовое разделение общества и классовую борьбу. Мао Цзэдун решил, что «национальные меньшинства» КНР должны не отставать от китайцев (ханьцев). Однако на территории будущего Тибетского автономного района (ТАР) реформу отложили – якобы там были другие исторические условия. Но реальность была другой: эту часть Тибета маоисты еще не могли эффективно контролировать. А вот в тех частях Тибета, которые они успешно контролировали – в Каме и Амдо – реформа началась. Кое-кому это импонирует и сегодня. Им можно посоветовать поставить себя на место тех, кто подвергся иностранной интервенции. Ведь китайских коммунистов никто не приглашал в Тибет, никто не просил их ломать там традиционное общество, устраивать революцию и репрессии в чужой стране. В отличие от многих других стран, в Тибете к 1950-м годам так и не сформировались собственные красные партии. Была лишь кучка маргиналов, за которой никто не шел. Китайская реформа не импонировала тибетцам всех слоев – от простых крестьян до высших лам и феодалов. Началось восстание, в 1956 г. охватившее Кам и Амдо. Большинство повстанцев были простыми крестьянами и кочевниками, а не представителями высших классов. Большинство тибетцев оставались верными своим традициям. Классовое разделение, которым занимались китайцы на собираемых ими митингах, не вело к прекращению восстания. Не вели к нему и массовые казни, пытки, конфискации и разрушения. Не буду смущать читателей описаниями коммунистических зверств в Тибете. При желании их можно найти и в интернете. Отмечу лишь, что тысячи тибетцев погибли, население ряда местностей сильно уменьшилось. Подавлялся буддизм, который тибетцы считали своей высшей ценностью. Монастыри разрушались, монахи арестовывались, истреблялись и подвергались пыткам. Параллельно проводилась та самая реформа, против которой шло восстание. Естественно, рос поток беженцев туда, где этой реформы и восстания еще не было – то есть на территорию, управляемую из Лхасы (в будущий ТАР). Местное население узнавало от беженцев о том, что происходит в Каме и Амдо. Оттуда проникали группы партизан. Они сумели взять под контроль обширные территории на юге будущего ТАР у границы с Бутаном, Индией и Непалом. Далай-лама и его правительство сочувствовали повстанцам, но вынуждены были советовать им сложить оружие и вернуться: ведь китайские силы явно превосходили тибетские. Повстанцы их не послушали. Так что пропаганда, будто это восстание поддерживали Далай-лама и его окружение – неправда. В начале марта 1959 г., в связи с подготовкой праздника Монлам, в Лхасе собрались десятки тысяч человек самых разных групп – от местных жителей до паломников и партизан. Дальнейшее известно: китайцы неожиданно пригласили Далай-ламу на театральное представление 10 марта, причем без сопровождения. Распространился слух, что его хотят похитить. Предположение было разумным: китайцы уже проделывали подобное с высшими ламами в других местах. Толпы тибетцев окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать захвату. Переписка Далай-ламы с местным китайским командованием для урегулирования вопроса не дала результатов. Ситуация накалялась, и Далай-лама был вынужден тайно покинуть дворец и уйти в Индию. Обнаружив исчезновение Далай-ламы, китайцы, получившие подкрепления, после артобстрела захватили Лхасу. Несколько дней улицы были завалены трупами мирных жителей. Затем начались репрессии. Есть данные, что с марта по октябрь 1959 г. в Лхасе и окрестностях было ликвидировано 87 тыс. тибетцев и еще 25 тыс. арестовано. Но партизанское движение в Тибете продолжалось еще много лет – до тех пор, пока США не прекратили поддерживать повстанцев в 1970-х гг. Вопрос об американской поддержке тибетских «сепаратистов» – любимая тема пропагандистов КПК и их зарубежных симпатизантов. Действительно, тибетских повстанцев некоторое время поддерживало и вооружало ЦРУ, часть тибетских партизан тренировались в созданных ЦРУ лагерях (правда, таких людей было немного). Оружие партизанам направляли устаревшее и дефектное. Эта поддержка была малоэффективной. США не признавали независимость Тибета и не организовывали восстание там. Конечно, США его использовали для дестабилизации КНР и получения информации. Но у тибетцев не было поддержки из других стран. Им ничего не оставалось, как принять ту помощь, какая была. Они действовали в своих интересах, а не в интересах иностранцев. Ведь до того они надеялись получить помощь от России, затем – от других стран, но безуспешно. В 1970-х гг. США прекратили поддерживать тибетских партизан. Это произошло после того, как отношения США и КНР были нормализованы по инициативе президента Р. Никсона. Его целью было использовать КНР против СССР. После смерти Мао отношения Китая с Западом пошли так успешно, что сейчас КНР становится одной из сверхдержав. Теперь это главная угроза безопасности России на Дальнем Востоке. Но начало этого антисоветского проекта положило конец партизанскому движению тибетцев. Об этом пропаганда КПК предпочитает умалчивать. Она повторяет давно опровергнутые штампы о «мятеже тибетских реакционных крепостников-феодалов». Но по возможности эта тема замалчивается или трактуется превратно, а документы в КНР закрыты и предаются огласке весьма выборочно – что, естественно, не дает объективной картины. Однако непредвзятый анализ даже того, что доступно исследованию, опровергает домыслы китайских и прокитайских пропагандистов. Факты заставляют признать, что восстание тибетцев было народным. Восстал сам тибетский народ, причем не против своих «эксплуататоров», а против иностранных (китайских) «освободителей». Не революция и социализм, а традиционализм и феодально-теократическая система были историческим выбором тибетского народа. Для красных такое непостижимо: ведь если народное восстание – то обязательно в пользу них самих и против феодалов и духовенства, а если наоборот – то это уже антинародный мятеж; власть феодалов и лам – это царство ужаса, а власть коммунистов – это царство справедливости… К сожалению, эта нехитрая «логика» и сейчас распространяется в России. Ее компонент – лживая интернет-пропаганда об «ужасах феодализма» в Тибете, которая давно опровергнута наукой. Да, Тибет не был вымышленной страной Шангри-ла, и там было не все хорошо. А где было все хорошо? Достаточно вспомнить репрессии в социалистических и буржуазно-демократических странах. Там репрессии имели куда больший масштаб, чем в феодальном Тибете. Раньше тибетские этносы жили в значительной мере изолированно друг от друга и даже враждовали, но восстание сплотило их. Тибетцы показали себя единой нацией. Они веками жили в собственном государстве. Так что движение тибетцев за независимость нельзя считать сепаратизмом – желанием создать новое государство. Это было движение за освобождение своей страны от иностранных оккупантов. Это должны знать те, кто ставит национально-освободительное движение тибетцев на одну доску с сепаратизмом в разных странах. Ведь Тибет никогда не был частью Китая. То, что он был частью Китая со времен династий Юань, Мин и Цин – исторический миф. Юань и Цин были монгольской и маньчжурской империями. Эти империи не были Китаем. Они включали покоренный Китай как свою часть. Но Тибет их частью не был, хотя и находился в сильной зависимости от них. Примерно как страны Варшавского договора – от СССР. Китаем была империя Мин, но Тибет не был ее частью, и эта империя влияла на него довольно слабо. Пришедшая на смену империи Цин Китайская республика была национальным государством китайцев (ханьцев). Ханьские националисты придумали доктрину «пяти рас», чтобы включить в состав своей республики все «наследие» распавшейся империи Цин, от которой они не имели исторической преемственности. Это им почти удалось. Однако Тибет не признавал власти Китайской республики и был в тот период независимым. Включение Тибета в КНР произошло силовым методом в результате разгрома тибетской армии и подписания под китайским давлением «Соглашения из 17 пунктов». А 28 марта 1959 г. вышел приказ Госсовета КНР в связи с восстанием в Тибете, который фактически разрывал данное соглашение. Значит, с этого дня власти КНР лишили себя возможности апеллировать к тому самому документу, который сами навязали тибетцам (хотя в наше время китайская пропаганда апеллирует к нему). Значит, ситуация вернулась к тому, что было до этого соглашения – к тибетской независимости. Захват Тибета Китаем противоречит Уставу ООН и ряду других международных документов. Так что курьезно смотрится установленный китайскими коммунистами «День освобождения тибетцев от крепостного рабства» 28 марта. Да и само «крепостное рабство» говорит об их плохом знании марксизма-ленинизма. Этот «праздник» – лишь один из компонентов системы китаизации тибетцев. Другие компоненты – воспитание тибетцев фальсифицированной историей Китая и Тибета, навязывание им китайских языка и экономической модели, экономическая привязка Тибета к Китаю, перекройка их образа жизни и религии по усмотрению КПК, подавление народного недовольства и т.д. Чтобы все шло гладко, тибетцев по возможности изолируют от внешнего некитайского мира. А чтобы КПК лучше выглядела в глазах этого мира, она ведет свою пропаганду и старается скрывать истинное положение тибетцев. Вот и сейчас, в преддверии «дня освобождения от крепостного рабства», Тибет закрыли для иностранцев. Но уничтожить историческую память не удается. Народное восстание тибетцев давно подавлено, но их национально-освободительное движение не прекратилось. Оно перешло в другие – прежде всего, ненасильственные формы. Важнейшей из них является Срединный путь, предложенный Далай-ламой XIV – политика, которая «нацелена на достижение подлинной автономии для коренного населения всех трех традиционных провинций Тибета в составе КНР… гарантирует тибетскому народу защиту и сохранение культуры, религии и национальной самобытности; Китаю – безопасность и территориальную целостность; странам-соседям и третьим сторонам – безопасные границы и стабильные международные отношения». Срединный подход Далай-ламы, однако, отвергается властями КНР. Следовательно, тибетский вопрос остается нерешенным.Соответственно, статус Тибета не изменился – это оккупированное государство. Однако руководство КНР считает Тибет «неотъемлемой частью Китая» и с маниакальным упорством требует от других стран признавать это. Тибет не признается независимым государством в настоящее время. Но в мире нет ничего вечного – ни таких признаний и непризнаний, ни того, что они обозначают. Все меняется. Это не следует забывать, вспоминая тибетское восстание и тех, кто боролся за независимость своей родины. С.Л. Кузьмин В Тибете отметили День освобождения тибетцев от крепостного рабства Дмитриев С.В., Кузьмин С.Л. 2012. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике Дмитриев С.В., Кузьмин С.Л. 2014. Империя Цин как Китай: анатомия исторического мифа Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 58-й годовщины Тибетского народного восстания Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 59-й годовщины Тибетского народного восстания Китаев С. Как Тибет стал частью КНР. О чем молчит китайская пропаганда Кузьмин С.Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации Кузьмин С.Л. Уроки восстания в Тибете Народное восстание Никольский В. В преддверии 60-й годовщины восстания 1959 года Тибет закрыт для иностранных гостей Поддержка спецслужбами США т. н. «независимости Тибета» Политика Срединного Пути. Подход Его Святейшества Далай-ламы к урегулированию тибетского вопроса Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала. Фальсификации истории в российском Интернете Прошкин И. Как США и Китай дружили против России. Антисоветский пинг-понг Ричарда Никсона, Мао Цзэдуна и их последователей Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |