Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Тэло Тулку Ринпоче: лучший подарок Далай-ламе — теплота ко всем

| Еще
Буддисты в России, как и в других странах мира, отмечают этим летом 80-летие Далай-ламы XIV (Тэнзина Гьяцо). Как юбилей отметят в столице и буддийских регионах России, почему в Москве нет ни одного буддийского храма и что делать с эскалацией насилия в мире рассказал РИА Новости представитель Далай-ламы Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Буддисты в России, как и в других странах мира, отмечают этим летом 80-летие Далай-ламы XIV (Тэнзина Гьяцо). Духовный лидер родился 6 июля 1935 года в тибетской деревушке Такцер. После включения Тибета в состав Китая в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама XIV удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира. Как юбилей отметят в столице и буддийских регионах России, что лучше всего дарить Далай-ламе (который считается воплощением Авалокитешвары — будды сострадания), каковы перспективы религиозного возрождения и образования в стране, почему в Москве пока нет ни одного буддийского храма, что делать с растущим напряжением и эскалацией насилия в разных точках планеты и как Россия связывает Европу и Азию — рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости почетный представитель Далай-ламы в России, СНГ и Монголии, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Беседовала Ольга Липич.


Тэло Тулку Ринпоче: лучший подарок Далай-ламе — теплота ко всем

- Уважаемый Тэло Тулку Ринпоче, какое значение 80-летие Далай-ламы имеет для буддистов России?

— Я думаю, в любой культуре 80-летие – знаменательная дата. Поэтому для последователей тибетского буддизма, каковыми являются и буддисты России, 80-летие Его святейшества Далай-ламы, который всегда говорит о себе, что он простой буддийский монах, – это большой праздник. Несмотря на свой возраст, он продолжает очень много путешествовать: даровать буддийские учения, выступать с лекциями, встречаться с политиками и обычными людьми, чтобы нести в мир послание об общечеловеческих ценностях – таких как любовь, сострадание, доброта.

Он также стремится способствовать установлению гармонии в отношениях между представителями разных религиозных традиций. Поражает энергия, с которой этот уже пожилой человек общается с людьми, его решимость трудиться на благо человечества. Поэтому для нас его 80-летие – это повод порадоваться, что рядом с нами есть такой духовный лидер, и пожелать ему и дальше оставаться в добром здравии. В день его рождения мы также должны думать о том, что Далай-лама – это живое воплощение Будды Сострадания, который пришел на эту землю, чтобы стать нашим наставником, подать нам пример.

Совсем недавно в Дхарамсале в Индии на празднестве в честь своего юбилея, который по лунному календарю приходится на пятый день пятого месяца, Его святейшество сказал собравшимся, что надеется увидеть всех через десять лет на своем девяностолетии. Я расцениваю это как очень благоприятный знак того, что он действительно намеревается прожить еще десять лет и даже больше. И это тоже дает нам повод для радости.

- Как будут праздновать юбилей духовного лидера в буддийских регионах России? Можете ли назвать место, которое станет центром торжеств в России? Какие мероприятия запланированы?

— Я хотел бы отметить, что между Его святейшеством Далай-ламой и буддистами России, в первую очередь жителями традиционно буддийских регионов — республик Бурятия, Калмыкия и Тува — существуют давние и прочные связи. Празднования будут носить прежде всего духовный характер: состоятся молебны о долголетии Его святейшества, о его здоровье, об устранении всех препятствий, с которыми он сталкивается. Этот праздник также станет хорошей возможностью рассказать широкой публике о том, кто такой Далай-лама, ради чего он трудится, к чему стремится. Наверное, у каждой буддийской общины есть собственная программа на этот день, которая будет включать в себя не только религиозные ритуалы, но также и различные культурные события.

Например, в Москве мы проведем праздничный вечер 6 июля в Центральном доме кино. На вечере будет представлена аудиоверсия знаменитого автобиографического произведения Далай-ламы "Свобода в изгнании". Голосом Его святейшества стал выдающийся актер российского театра и кино Валентин Гафт. Также к этой дате фонд "Сохраним Тибет" подготовил серию из шести новых книг с комментариями Его святейшества Далай-ламы к буддийским сочинениям, которые, как правило, составляют основу учений духовного лидера в разных странах мира. Книги предназначены для бесплатного распространения и будут переданы фондом в дар духовенству Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Группа тибетских артистов из Тибетского института театральных искусств, которая приедет из Индии, выступит с музыкальным представлением. Тибетский институт театральных искусств бережно хранит богатейшее культурное наследие Страны снегов – в его стенах преподаются древняя тибетская опера, а также народные танцы, песни, музыка из всех частей Тибета. В институте изготавливают традиционные тибетские костюмы, обувь, головные уборы, маски, музыкальные инструменты. Все костюмы и платья – результат кропотливого труда и длительной исследовательской работы мастеров. Знаменитый институт выпустил уже не одно поколение прекрасных артистов, которые знакомят мировое сообщество с тибетской музыкальной культурой, неразрывно связанной с идеалами любви и сострадания ко всем формам жизни. Надо сказать, что это будет второй визит артистов института в Россию.

И завершит программу вечера выступление Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум". Борис Гребенщиков не только музыкант и поэт, он также философ и мыслитель. Он неоднократно встречался с Его святейшеством Далай-ламой и выразил пожелание сделать музыкальное подношение в честь 80-летия тибетского духовного лидера. Мы были этому особенно рады.

- Послужит ли грядущий юбилей неким объединяющим фактором для буддистов из разных регионов России и СНГ?


— Я думаю, конечно, послужит. У отдельных людей, групп, объединений могут быть свои точки зрения, разные подходы к решению определенных вопросов. Но когда речь идет о Его святейшестве Далай-ламе – говорим ли мы о предыдущих Далай-ламах, о нынешнем Далай-ламе или о его будущих воплощениях – мы все едины. Мы все не только отмечаем его юбилей, но также отдаем должное его неустанному труду, с почтением относимся к его мнению и к самому институту Далай-лам. Так что Далай-лама – это тот, кто объединяет всех буддистов.

Это особенно ощущается во время учений Его святейшества Далай-ламы для буддистов России, которые уже шесть лет подряд проходят в столице Индии Дели и вызывают неизменный интерес как жителей традиционных буддийских регионов России (Бурятии, Забайкалья, Калмыкии и Тувы), так и самой широкой российской аудитории. Этой зимой учения в Дели будут проходить в дни зимних каникул с 7 по 9 января – это прекрасная возможность для россиян прикоснуться к мудрости Его святейшества Далай-ламы.

- Есть ли буддисты на Украине и что вы знаете об их положении сегодня?

— На Украине, конечно, есть буддисты – не только отдельные практикующие, но и буддийские организации. У нашего Центра тибетской культуры и информации нет с ними постоянных контактов, но мы время от времени общаемся. К нам обращаются, например, с просьбами предоставить книги о Далай-ламе, книги по буддизму. И мы стараемся эти просьбы выполнять.

Что касается положения на Украине – это очень сложный и деликатный вопрос. Но мы молимся о том, чтобы все проблемы были решены в кратчайшие сроки не только на благо народов Украины и России, но и людей во всем мире.

- Как связаны российские буддисты с Монголией и предполагаются ли какие-то совместные духовные, культурные акции в ближайшее время?


— У России и Монголии давние культурные, духовные, политические и экономические связи. Российские буддисты и все российское общество в целом уже много столетий поддерживает добрососедские, мирные отношения с монгольским народом. Я думаю, это очень важно. Монголия, несомненно, развивающаяся страна – как в области экономики, так и в духовной сфере. Любое буддийское сообщество имеет свои сильные и слабые стороны, сталкивается с неудачами и добивается успехов. Поэтому нам важно ездить друг к другу, чтобы перенимать чужой опыт, что-то обсуждать, вести диалог и искать пути, как мы можем помогать, поддерживать друг друга. Я надеюсь, что многолетние связи между буддистами России и Монголии будут укрепляться в дальнейшем.

- День рождения – время добрых признаний, пожеланий и подарков. Что обычно дарят буддисты своим духовным лидерам?


— Вы знаете, в буддийской культуре дням рождения не придается такое уж важное значение. Многие буддийские практикующие вместо того чтобы устраивать праздник в свой день рождения, посвящают время размышлениям о непостоянстве. Ведь что означает еще один день рождения? Это значит, что прошел еще один год жизни и мы на год приблизились к смерти. Это повод для нас задуматься о том, что все, что у нас есть, все, что нас окружает, имеет свою цену; принять решение посвятить свою жизнь благу всех живых существ. Мы напоминаем себе, что как бы ни хотели мы прожить долгую жизнь, не зная болезней, здесь нет никакой гарантии и в любую минуту может случиться все, что угодно. А потому мы должны подумать о том, что тот короткий срок, что нам отпущен, лучше посвятить трудам на благо всех живых существ, накоплению заслуг. Так что люди, серьезно практикующие буддизм, день рождения, в общем-то, не празднуют.

Но в западной традиции все же принято отмечать дни рождения, и Его святейшество Далай-лама уже получил много поздравлений.

Несколько лет назад один иностранный журналист спросил Его святейшество, что было бы лучшим подарком ему на день рождения? И Его святейшество ответил, что лучшим подарком было бы, если бы все люди проявляли душевную теплоту. Это ведь так просто! И это очень хорошо сочетается с теми принципами, которые всегда пропагандирует Его святейшество: проявлять любовь, проявлять сострадание. Это как раз то, чего нам не хватает в нашей повседневной жизни. Не только в отношениях с друзьями и родственниками, но и в отношениях с другими людьми. Так что лучший подарок на день рождения, который мы можем подарить Его святейшеству – не только буддисты, но все жители России, – это постараться проявлять душевную теплоту.

- Вы не так давно вступили в должность представителя Далай-ламы в России и СНГ – с какими проблемами столкнулись? И как видите их решение?


— Вообще-то, мы не сталкиваемся ни с какими проблемами. Для этого попросту нет причин. Наш Центр тибетской культуры и информации – это некоммерческая организация, в установленном порядке зарегистрированная в Министерстве юстиции. Если же говорить о том, в чем я вижу свою задачу как почетного представителя Его святейшества Далай-ламы, то я полагаю, что должен быть выразителем идей Далай-ламы, помогать ему в осуществлении того, что он сам называет тремя важнейшими жизненными обязательствами. Первое – это распространение общечеловеческих ценностей: любви, сострадания, терпимости, доброты. Второе – поддержание гармонии в отношениях между религиями. Для этого необходимы встречи, обсуждения с представителями различных религиозных общин, с их духовными лидерами, которые помогут нам лучше понять культуру, философию, вероисповедание друг друга. Именно благодаря такому общению мы сможем преодолеть непонимание, сомнения, препятствия, которые существуют сегодня. И третье обязательство Далай-ламы – способствовать благополучию тибетцев, живущих в Тибете и за его пределами.

В свете этого основная задача нашего центра – способствовать распространению идей любви и мира, поддерживать межрелигиозный диалог. В России четыре основные религии, но представлены также и многие другие религиозные традиции. И мы хотели бы чтобы между всеми нами были взаимное понимание и уважение. А поскольку мы все же центр именно тибетской культуры и информации, то мы рады поделиться со всеми желающими сведениями о тибетской культуре.

- Можно ли, на ваш взгляд, сказать, что сегодня буддийская жизнь в России возрождена в полной мере, в дореволюционном объеме и глубине? Какие задачи ставите перед собой на будущее?

— Если говорить о развитии, то это бесконечный процесс. Я думаю, можно с уверенностью сказать, что мы достигли определенных успехов в восстановлении, возрождении буддизма. Мы смогли в какой-то степени удовлетворить потребности буддистов в новых храмах, книгах, знаниях. Но, как я сказал, у процесса возрождения буддизма нет конца – чем больше мы узнаем, тем больше хотим узнать. Это очень длительный процесс. Оглядываясь на последние двадцать лет, можно сказать, что мы проделали большой путь, у нас было много удач, а если мы и совершали ошибки, то их было совсем мало. И это очень отрадно. Я надеюсь, что буддизм в России продолжит развиваться и в будущем.

– В последние годы в Москве реставрируются и возводятся новые церкви, мечети и синагоги. Почему в столице до сих пор нет ни одного буддийского храма – не хватает верующих, благоволения властей, денег или согласной воли? Как продвигается вроде бы начатое строительство ступы на Поклонной горе и буддийского храмового центра в Отрадном?


— В Москве ведь никогда не было буддийского храма или монастыря. Идея строительства буддийского храма в Москве появилась, наверное, лет 25 назад, после распада Советского Союза. И с тех пор было много обсуждений, проектов. В Москве сейчас живет и работает много людей из традиционно буддийских регионов, их становится больше с каждым днем. Этим людям, живущим вдали от родных мест, оторванным от своих культурных и религиозных традиций, конечно, хотелось бы, чтобы здесь был буддийский храм, который они могли бы посещать. Это очень понятное желание.

Я не могу сказать, что нам не хватает единства или согласной воли – они у нас есть. Пожалуй, сейчас самая большая трудность – это высокие цены на недвижимость и строительство в Москве, которая является одним из самых дорогих городов в мире. Собрать деньги на строительство очень непросто. К сожалению, получить какую-то финансовую поддержку от государства довольно затруднительно, поскольку церковь у нас отделена от государства. Вместе с тем есть много предпринимателей, состоятельных людей, в том числе и в буддийском сообществе, которые могли бы помочь. Однако для того чтобы обращаться к ним за поддержкой, необходимо иметь на руках готовый план. Многие люди обращались ко мне с просьбой возглавить такой проект. Но до сих пор я большую часть времени проводил в Калмыкии, где, будучи верховным ламой, все свое время посвящал делу восстановления буддизма в этой республике. Теперь же, когда я почти постоянно живу в Москве, я смогу лучше узнать город и, вероятно, найти какие-то новые возможности.

Что касается строительства мемориального храма на Поклонной горе, московское правительство очень ясно дало понять, что хочет, чтобы он принадлежал всем традиционным буддистам России, то есть представителям Бурятии, Забайкальского края (который не так давно получил статус отдельного буддийского региона), Калмыкии и Тувы. Условием передачи участка под строительство было создание совместной организации, представляющей буддистов всех этих четырех регионов. Такая организация была создана и землю ей уже передали. Следующей шаг – это сбор средств на осуществление строительства. Мы надеемся, что каждый буддийский регион внесет свою долю. Калмыкия уже взяла на себя обязательство выделить пять миллионов рублей на подготовку архитектурного проекта. Ведь из многих проектов, представленных на конкурс, был выбран проект калмыцкого архитектора. Сейчас он уже готов. Теперь мы ждем, что наши партнеры из других регионов тоже выделят средства, для того чтобы продолжить работы по строительству.

Если говорить о храме в Отрадном, то его строительством занимается организация под названием "Московская община буддистов". Этому проекту уже очень много лет. Думаю, что намерения у его участников благие, но, как я уже говорил, здесь необходим надлежащий план, опытное руководство, нужно обладать определенными навыками и так далее. Мне представляется, что главная проблема этого проекта заключается в том, что буддисты не очень хорошо понимают, для каких целей "Московская община буддистов" хочет построить этот храм. Нет четко сформулированных задач, и поэтому у многих возникают сомнения: а что будет дальше, кто будет управлять этим храмом, когда он будет построен, как он будет содержаться? На эти вопросы надо ответить.

- Как обстоит дело с буддийским религиозным образованием в России сегодня? Где желающие, этнические буддисты могут гарантированно и качественно познакомиться с основами вероучения, популярными сегодня буддийской философией и психологией? Как избежать опасности дилетантства или вовлечения в какую-нибудь сектантскую организацию?


— Для того чтобы избежать опасности встретить учителя-дилетанта или попасть в секту, каждый человек должен очень тщательно собирать и анализировать информацию. Не стоит доверяться первому же наставнику или организации, которые заявляют о своей аутентичности. Сперва надо удостовериться в том, что они действительно обладают необходимой квалификацией и опытом. Это наше право – собирать информацию и проявлять осмотрительность. Особенно сегодня, когда наряду с действительно хорошими духовными наставниками есть много мошенников и обманщиков. Выбор духовного учителя может занять довольно много времени.

Один из величайших буддийских наставников, живший в конце XIII – начале XIV веков, основатель школы буддизма гелуг Чже Цонкапа писал, что должно пройти от двух до двенадцати лет тщательной проверки, прежде чем вы примете кого-то в качестве своего учителя. Фактически Чже Цонкапа советует нам не торопиться, и я полностью с ним согласен. В своих лекциях я часто привожу такой пример: когда вы приходите в магазин за рубашкой, то не хватаете первую попавшуюся – вы сперва посмотрите на марку, оцените качество материала, подберете размер, примерите, чтобы убедиться, что рубашка вам идет и так далее. Точно так же вы должны поступать и с духовным учителем: вы должны собирать информацию, задавать вопросы, убедиться, что этот человек обладает знаниями, что у него правильное поведение, правильная мотивация. В буддизме мы говорим, что духовный наставник должен обладать десятью достоинствами. И только если он обладает всеми этими достоинствами, мы можем обращаться к нему за прибежищем.

Что же касается буддийского образования, то сейчас идет процесс создания таких учебных заведений. В Бурятии существует буддийский университет "Даши Чохорлин". В нем учится довольно много студентов, как местных, так и из других регионов. В Туве создание буддийского высшего учебного заведения пока еще только в проекте. То же самое и в Калмыкии: у нас пока нет специального учебного заведения, но мы проводим отдельные курсы в нашем главном буддийском храме "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в соответствии с текущими потребностями, опираясь как на местных буддийских учителей, так и на выдающихся буддийских ученых и философов современности, которых регулярно приглашаем в республику.

- Россия взяла курс на евразийское развитие, и буддизм в нем играет немаловажную роль. Расскажите, пожалуйста, подробнее о готовящемся в Элисте международном форуме "Буддизм в диалоге культур Востока и Запада" – кто в нем примет участие и каковы его цели?

— С географической точки зрения Россия – это единственная страна, которая относится как к Европе, так и к Азии. Она имеет очень важное геополитическое, экономическое и духовное значение. Россия была, есть и будет мостом между Европой и Азией. Поэтому мы должны преодолеть препятствия и непонимание, которые возникают в силу общемировой напряженности. Вот почему мы проводим этот форум в Калмыкии в рамках празднования десятилетия нашего главного буддийского храма "Золотая обитель Будды Шакьямуни", имеющего статус культурно-просветительского центра. Я думаю, это будет очень важный, эпохальный форум, который поспособствует лучшему взаимопониманию, более близкому знакомству буддологов и тибетологов, историков, ученых из Европы и Азии. В настоящее время в списке участников российские, индийские, монгольские, тибетские, западноевропейские и американские ученые и философы. Международный форум "Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее" пройдет в Элисте 20-23 сентября. Среди тем, которые предстоит рассмотреть в дни его работы: тибетологические и буддологические исследования; буддийские ценности и вопросы образования, воспитания, этики; культура и искусство; медицина и астрология.

- Сегодня многих пугают перспективы возобновления гонки вооружений, холодной войны, реабилитации фашизма, эскалации насилия на Украине, на Ближнем Востоке, где ИГ казнит христиан и уничтожает древнейшие памятники разных культур. Что бы вы, как духовный деятель, пожелали и посоветовали россиянам и жителям других стран в складывающейся непростой ситуации?

— Сегодня, оглядываясь на прошлый, двадцатый, век мы видим, что совершили много ошибок: мы потеряли огромное количество жизней в Первой и Второй мировых войнах, понесли огромные утраты в культурной сфере, нанесли чудовищный ущерб нашей планете. Я думаю, что в двадцать первом веке просто самоубийственно возвращаться к гонке вооружений, к идее сверхдержав. Каждая страна имеет неотъемлемое право защищать свои интересы и свой народ. Но в двадцать первом веке мы должны защищаться не с помощью применения грубой силы, а посредством диалога, переговоров и лучшего взаимопонимания. Только так мы сможем сохранить не только собственную жизнь, но и жизни будущих поколений.

РИА Новости
Просмотров: 5090  |  Тэги: Тэло Тулку Ринпоче

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Июль 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru