Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Видео. В тибетском монастыре Ганден Шарце зафиксирован случай посмертной медитации (тукдам)

30 января 2022 | Версия для печати
| Еще


8 января в Южной Индии в монастыре Ганден Шарце Тосам Норлинг близ поселения Догулинг в Мундгоде 83-летний монах из землячества Пуканг, геше Йеше Туптен, скончался и вошел в состояние посмертной медитации тукдам. Кончине предшествовали осложнения, вызванные туберкулезом на фоне прежде имевшихся высокого артериального давления и сахарного диабета. На момент подготовки репортажа 26 января он все еще находится тукдаме, и его тело до сих пор не проявляет признаков разложения.

Геше Лопсанг Чодуб, племянник и ученик геше:
– Нашего учителя зовут Ген Йеше Туптен, но он больше известен как Ген Атен. 8 января 7:40 утра он ушел из жизни. Сегодня уже 18 суток, как он пребывает в тукдаме.

В целом тукдам – это понятие из практики ануттара-йога-тантры. В момент умирания внутри тела разворачиваются стадии растворения четырех элементов, в результате чего проявляется ясный свет смерти, или тонкое сознание, которое пребывает в нерушимой капле в сердечной чакре. До тех пор, пока сохраняется связь между сознанием и телом, это называется посмертной медитацией «тукдам».

Геше Чанчуб Сангье, настоятель монастыря Ганден Шарце:

- Когда проявляется ясный свет смерти, то есть тонкое сознание, оно задействует в качестве тонкого объекта пустоту, чтобы постичь его. Если этого не происходит, то, по крайней мере, сосредотачиваются на верном понимании пустоты. Когда подобное тонкое сознание сосредотачивается на объекте, пустоте, то такой период, который, как правило, длится определенное время, называется «тукдам». Чтобы это произошло, необходимо при жизни заниматься практикой. Без постоянной практики это не может произойти.

Как отмечает досточтимый настоятель, на вхождение в посмертную медитацию указывают такие признаки, как отсутствие запахов трупного разложения, сохранение цвета и эластичности кожи, неизменность состояния тела. В случае ушедшего в тукдама все эти признаки присутствуют.

Геше Чанчуб Сангье, настоятель монастыря Ганден Шарце:

– Когда в мыслях преобладает умиротворенность и покой, это становится заметным и по внешнему виду человека. Поэтому святые подвижники всем своим обликом, как правило, излучают покой и безмятежность. Ушедший в тукдам учитель также был очень сострадательным человеком. По обыкновению, он поднимался в 3:30 утра и начинал день с практик самопорождения Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы, взращивания бодхичитты и созерцания пустоты. Также говорят, что он каждый день начитывал по десять тысяч раз мантру ом мани падме хум и тысячу раз – молитвы мигцем, прибежища и трех божеств долголетия. И самое главное – осуществлял практики самопосвящения Гухьясамаджи, а также Ваджрабхайравы, Чакрасамвары и Ваджрайогини.

В настоящее время феномен тукдам исследуется американскими и российскими учеными при поддержке различных тибетских организаций. Случай геше Йеше Туптена также является предметом изучения. На данный момент собраны и отправлены в лаборатории первичные данные о состоянии его тела. Все исследователи отмечают, что этот случай посмертной медитации выделяется на фоне других подобных случаев.

Геше Лодой Сангпо, координатор исследовательского проекта тукдам в Мундгоде:

– В большинстве случаев тукдам процесс разложения тела протекает иным образом, чем при наступлении обычной смерти, что, конечно же, вызывает множество вопросов. Ученые пытаются понять, что такое тукдам. В рамках нашего проекта мы не выделяем те или иные случаи посмертной медитации, но в равной степени стараемся изучить все случаи.

Досточтимый геше Йеше Туптен родился в 1939 г. в Тибете в округе Маркам. В семилетнем возрасте стал послушником в монастыре Серо Гон. В центральном Тибете в монастыре Ганден Шарце он изучал основополагающие труды по буддийской философии. После событий, связанных с китайской оккупацией, эмигрировал в Индию. Вначале был размещен в Багса Чогар, затем после поступления в Центральный университет тибетских дисциплин уехал в Варанаси. После окончания возвратился в заново возведенный монастырь Ганден Шарце в Мундгоде, где, выполняя различные обязанности, в том числе связанные с обучением юных монахов, служил монастырской общине. Он был известен своей скромностью и добросердечием, а также усердностью в практике.

Корреспондент Пема Нгодуб, Южная Индия, Радио Свободная Азия

Перевод с тибетского и озвучивание: ачарья Чеченбай Монгуш

Материалы по теме:



Самдонг Ринпоче. Этапы умирания и феномен тукдам согласно буддийским источникам
Просмотров: 2242  |  Тэги: тукдам

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru