Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Перед закрытой дверью: отказывая Далай-ламе XIV посещать буддийские регионы России, государство лишает себя и общество политических выгод

25 февраля 2007 | Версия для печати
| Еще
ВОЛГИН Владимир Леонидович — эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), кандидат политических наук.

Несколько последних лет для регионов страны (прежде всего Бурятии, Калмыкии, Тувы), чье так называемое титульное население исповедует преимущественно буддизм, остается актуальной проблема невозможности посещения этих территорий Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Министерство иностранных дел России неоднократно отказывалось дать согласие на приезд «живого воплощения Будды», мотивируя это чаще всего тем, что обязано строго соблюдать международные обязательства Российской Федерации, среди которых — Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. Поскольку Китай негативно относится к международной деятельности далай-ламы, МИД РФ, не желая осложнения отношений с Пекином, предпочитает воздерживаться от выдачи въездной визы далай-ламе.

Особенно настойчивые усилия к тому, чтобы добиться от федерального центра согласия на приезд далай-ламы, прилагает руководство Калмыкии и местной буддийской общины. В 2004 году МИД России сделал исключение и предоставил-таки возможность далай-ламе побывать в Калмыкии, но, как оказалось, существенно это не изменило ситуацию. Во-первых, поездка носила весьма скоротечный характер — с 29 ноября по 1 декабря. Во-вторых, она происходила в неблагоприятное время года, что ограничило возможность полноценных встреч буддистов со своим учителем. В-третьих, до самого последнего момента визит вообще оставался под вопросом, и это сделало его неожиданным для многих последователей буддизма внутри Калмыкии и в России в целом, лишив их возможности успеть добраться до Элисты прежде, чем далай-лама покинул ее. В-четвертых, видимо, ложными оказались ожидания, что время запретов далай-ламе посещать регионы Российской Федерации окончательно осталось позади. В течение 2005 года и на момент подготовки этой публикации в 2006 году МИД страны вновь отклонил просьбы о предоставлении визы буддийскому лидеру.

Так что обозначенная выше проблема не потеряла злободневности, а разочарование светской и буддийской религиозной общественности от неоправдавшихся надежд чаще видеть в России далай-ламу только усугубило ее.

Между тем возникают правомерные вопросы: какие внутри- и внешнеполитические последствия для России имеет настойчивое отклонение просьб разрешить далай-ламе бывать в буддийских регионах страны? Какие политические выгоды обнаружились для общества и самого государства в результате согласия даже на краткосрочный приезд далай-ламы, и какие потери обозначились в результате возобновления практики «закрытых дверей»?

Наш анализ основан преимущественно на примере Калмыкии и хронологически охватывает события последних трех лет.

2004 год. «Мы счастливы, что смогли увидеть Его Святейшество»

В марте на форуме народов Северного Кавказа и Юга России в присутствии президента страны В. Путина делегация Калмыкии в очередной раз подняла вопрос приезда далай-ламы. На встречах с руководителем российского государства эту тему постоянно развивал глава республики К. Илюмжинов. Министру иностранных дел страны С. Лаврову было передано обращение Союза буддистов Калмыкии, содержащее просьбу предоставить буддийскому духовному лидеру возможность совершить пастырскую поездку в Россию.

Откровенно говоря, шансы на положительную реакцию были маловероятными, но неожиданно центр согласился на краткое посещение Калмыкии далай-ламой, который не был здесь 12 лет. Через своего официального представителя МИД объяснил, что приезд будет носить сугубо конфессиональный характер. Чиновникам фактически запрещалось присутствие на мероприятиях с участием далай-ламы, в том числе и руководителю региона К. Илюмжинову, который на этот период даже был вынужден уйти в отпуск.

Таким образом, оказалось, что при желании вполне реально найти соответствующую форму визита и организовать его так, чтобы он в самом деле являлся пастырским. С первых же минут пребывания в Элисте далай-лама заявил, что главное для него — это пропаганда общечеловеческих ценностей, важных для каждого, независимо от национальности и религии. Иными словами, оказалось, что высокий гость намерен использовать свой приезд для практического содействия утверждению столь необходимых в жизни россиян идей этнической и конфессиональной толерантности.
Далай-лама подтвердил это на деле, публично засвидетельствовав свое уважение православной церкви, что было самым позитивным образом воспринято и верующими, и светской общественностью. Он посетил элистинский Казанский кафедральный собор, где встретился с епископом Зосимой. Тот признался, что молился за то, чтобы приезд духовного лидера всех буддистов мира состоялся. Владыка почтительно отозвался о далай-ламе, назвал счастливым подарком судьбы возможность принимать главу буддистов в своей епархии.

Далай-лама принял участие в освящении главного калмыцкого буддийского храма, построенного еще в 1996 году в пригороде Элисты, провел молебен для буддистов, прочел лекцию, освятил место будущего строительства нового хурула в столице республики.

Несмотря на краткость визита, жители Калмыкии, паломники были счастливы, что смогли увидеть Его Святейшество. В местных СМИ визит был назван успешным, ставшим большим и важным событием не только для буддистов Калмыкии, но и последователей этой религии во всей России, для страны в целом.

Жители Калмыкии публично выражали благодарность Президенту России, федеральным властям за предоставленную возможность увидеть своего духовного учителя. Шаджин-лама (верховный лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в письме В. Путину расценил визит как яркий факт создания в стране обстановки, способствующей развитию всех конфессий. Общественность республики отдала должное и руководителю Калмыкии за усилия сделать приезд далай-ламы реальностью.

Паломники из числа жителей других регионов остались довольны не только встречей с далай-ламой, но и отношением к ним со стороны населения Калмыкии, вообще благоприятной атмосферой, в которую они окунулись. Например, члены делегации из Саратова признались в местной печати: за все время пребывания здесь ни разу не столкнулись с проявлением какой-либо агрессии.

Еженедельник «Номер один в Бурятии» сообщил, что «все бурятские паломники, съездившие в Элисту, дружно отмечают гостеприимство и доброжелательность калмыцкого народа».

Многие СМИ обратили внимание, что на встречах с далай-ламой были люди разных национальностей и верований, а не только калмыки и буддисты. Это дало основания некоторым местным комментаторам укрепиться в мнении, что возрождение буддизма в Калмыкии способствует сохранению мира и укреплению взаимоотношений между верующими различных конфессий. «Известия Калмыкии» красноречиво подытожили: «Визит Его Святейшества никого в Калмыкии не оставил равнодушным. Будь то калмыки-буддисты, православные славяне или граждане других национальностей и вероисповеданий — все мы были в эти дни общей дружной семьей, нас переполняли светлые чувства и мысли от приобщения к святости, какую олицетворяет собой далай-лама» [«Известия Калмыкии». 04.12.2004].

Визит все-таки вызвал критику со стороны Пекина. МИД Китая призналось, что недопонимает позицию России, разрешившей далай-ламе посетить Калмыкию.
Однако Москву это не смутило. Глава МИД России примирительно посетовал на ажиотаж вокруг этой темы. «Есть чаяния буддистов как представителей одной из крупных религий в России, — подчеркнул С. Лавров. — Если речь идет о пастырском визите, то такая возможность имеется. Это ни в коем случае не означает какого-либо изменения нашей позиции по Тибету, который является неотъемлемой частью Китая, и мы полностью подтверждаем суверенитет, территориальную целостность КНР. Наши китайские друзья это знают. [«Время новостей». 01.12.2004].

Такая реакция показала, что у российского внешнеполитического ведомства все же есть убедительные аргументы для уважительного объяснения китайской стороне логики своих действий в интересах российских граждан.

Комментарии в экспертном сообществе оказались в целом позитивными. Аналитики сходились в том, что буддисты-россияне должны иметь возможность встречаться со своим духовным лидером, далай-лама же — вполне заслуженный человек, не представляющий угрозы нашей стране, а потому имеющий право бывать в ней.

Отечественные СМИ тоже откликнулись положительно. В «Новых известиях» было сказано, что история с выдачей далай-ламе визы «стала вызовом прошлому веку внешней политики». «Московские новости», назвав позицию российских властей осторожной, «с оговорками», констатировали, что это «все-таки лучше, чем ничего». Журнал «Огонек», имея в виду российско-китайский контекст, заметил: «Далай-лама приехал. И дипломатические отношения не разорвались» [«Новые известия». 29.11.2004; «Московские новости». 03.12.2004; «Огонек». 2004- № 49].

В целом же получилось, что, за исключением негативного комментария МИД Китая, приезд далай-ламы имел позитивное значение. Он положительно повлиял на авторитет федерального центра и руководства республики в глазах верующих, духовенства и широкой общественности; на настроения реальной этнорелигиозной толерантности; на восприятие Калмыкии как региона, где, в отличие от нередко навязываемых массовому сознанию негативных клише, преобладают в целом доброжелательные отношения между представителями различных этнических и религиозных групп.

2005 год. В. Путин: «Буддизм является традиционной религией России»

Казалось бы, созданный прецедент положил конец препятствиям для последующих приездов далай-ламы в Россию. Тем более что в июне Калмыкию посетил В. Путин. Одним из примечательных моментов пребывания в Элисте стало посещение президентом буддийского храмового комплекса Калмыкии «Геден Шеддуб Чой Корлинг» («Обитель просвещенных монахов»). В истории российского государства его глава впервые побывал в калмыцком хуруле. Шаджин-лама республики расценил это как проявление уважения к религиозным традициям народа и поблагодарил за предоставленную возможность встретиться с далай-ламой в 2004 году.

В. Путин в свою очередь сказал, что «буддизм является традиционной религией России» [«Известия Калмыкии». 22.06.2005], тем самым словно дополнительно посеяв зерна надежды на новые встречи буддистов страны со своим духовным лидером.

Однако в 2005 году приезд далай-ламы в Калмыкию не осуществился, что, впрочем, не сильно расстроило хозяев. Дело в том, что только в самом конце года, 27 декабря, в Элисте торжественно открылся крупнейший в Европе новый буддийский хурул, и здесь посчитали к лучшему осуществить торжественное освящение храма далай-ламой в более благоприятное климатическое время — весной или летом 2006 года.

Останавливаясь же на самом факте возведения грандиозного культового сооружения, следует отметить, прежде всего, его этнорелигиозное значение. Показательным стало эмоциональное высказывание депутата Госдумы А. Буратаевой: «Это жизнеутверждающее событие, как нельзя лучше свидетельствующее о величии духа народа. Мы будем смотреть на хурул и с гордостью говорить: мы – калмыки, мы – буддисты» [«Известия Калмыкии» 29.12.2005].

Некоторая высокопарность таких слов объяснима. Еще в 1991 году, во время первого приезда далай-ламы в Калмыкию, здесь не было ни одного хурула, теперь же существует уже около 50 буддийских объектов, в том числе и крупнейшие на континенте.

Вместе с тем открытие нового буддийского храма, ставшее, кстати, одним из последствий визита далай-ламы в 2004 году, имело значимые политические аспекты.

Во-первых, идея сооружения хурула и ее реализация стали дополнительным фактором укрепления общественно-политической и межэтнической стабильности в регионе и даже за его пределами. Верховный лама Калмыкии если и преувеличил, то все же не погрешил против истины, когда говорил, что, пока храм строился, ушли в сторону разногласия в обществе, люди объединились ради благородного дела.

К. Илюмжинов назвал храм не только символом возрождения калмыцкого народа, но и символом дружбы всех народов, не раз напоминая, что пожертвования на строительство вносили представители самых разных национальностей, населяющих Калмыкию.

Глава буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо-ламы Д. Аюшеев отметил общегосударственную значимость события, назвав его большим вкладом в дело гармонизации и духовного развития всей страны.

Во-вторых, как и в случае с визитом далай-ламы в Калмыкию в 2004 году, можно говорить о позитивном влиянии на имидж республики и России. Посетившие в те дни Элисту зарубежные буддийские священники и дипломаты говорили, что открытие элистинского хурула — это вклад в развитие мирового буддизма, праздник для всех буддистов мира.

Представитель далай-ламы г-н Таши увидел перспективу в том, что теперь будущим калмыцким священникам не придется ездить на учебу в буддийские институты в далекую Индию. Напротив, буддийские учителя из этой и других восточных стран станут приезжать в Элисту и обучать здесь студентов из Калмыкии, других регионов России, из стран СНГ и Европы.

Посол Непала в России Дал Шреста и вовсе заявил, что открытие в Элисте нового хурула имеет значение не только для буддизма, но и «для укрепления мира на планете». Он так обосновал свою точку зрения Агентству национальных новостей: «Строительство уникального хурула в Калмыкии неопровержимо свидетельствует о новой мировой тенденции — буддизм медленными, но уверенными шагами распространяется с Востока на Запад, из Азии в Европу». По мнению непальского дипломата, подобная тенденция благотворно скажется на мировой политике: «Буддизм — это учение третьего пути, пути мира, а не конфронтации. Поэтому распространение учения Будды будет способствовать снижению конфликтности международных отношений, Буддизм несет с собой идею сотрудничества народов и государств. Поэтому его распространение на Запад объективно способствует укреплению мира на Земле». [www.annews.ru]

2006 год. Шаджин-лама Калмыкии: «Россия предпочла следовать интересам граждан другого государства, вместо того чтобы защищать интересы своего народа»

Как ни благополучно выглядела ситуация, оптимистичный сценарий, тем не менее, не получил дальнейшего развития. Противоречия между буддийской общиной Калмыкии, России в целом и федеральным центром по поводу нового отказа со стороны последнего предоставить Далай-ламе XIV возможность посетить страну и встретиться с верующими вновь актуализировались. Сначала ожидалось, что он примет участие во Всемирном религиозном саммите в Москве 3—5 июля, однако глава буддистов не получил приглашения от его организаторов. Затем предполагалось, что ему будет разрешено посетить Калмыкию и, возможно, другие буддийские регионы позже, но эти надежды также не оправдались. МИД России опять не дало въездную визу.

Объединение буддистов Калмыкии и руководство республики направили обращения в ряд федеральных инстанций, лично главе России.

В письме В. Путину, подписанном Объединением буддистов Калмыкии и Центральным духовным управлением буддистов России, проводились малоприятные для нынешней центральной власти исторические параллели: «На протяжении многих веков входящие в состав Российской империи буддийские регионы опирались на мудрость и духовное руководство Его Святейшества Далай-ламы, что самым благотворным образом сказывалось на нравственном и духовном уровне населяющих их народов. Царские династии хорошо понимали чрезвычайную важность двусторонних связей между Далай-ламой и буддийскими народами многоконфессиональной России... Сегодня, когда Россия сбросила с себя бремя тоталитаризма и стала свободным демократическим государством, буддисты России вправе рассчитывать на то, что их интересы будут учтены в той же мере, в какой учитываются сегодня интересы христиан, иудеев и мусульман. К глубокому сожалению, приходится признать, что, начиная с середины 90-х годов, когда в России в целом началось духовное возрождение, российские буддисты сталкиваются с невероятными, порой непреодолимыми трудностями на пути восстановления своей исконной религии» [«Деловая Калмыкия». 07.07.2006].

Авторы письма напомнили: «Неоднократные обращения российских буддистов в МИД России с просьбой о предоставлении визы Его Святейшеству Далай-ламе для благословения построенных в Калмыкии, Бурятии и Тыве буддийских храмов, проведения учений и осуществления общего руководства процессом духовного возрождения вот уже более десяти лет заканчиваются либо отказом, либо неисполненными обещаниями».

В обращении, правда, выражена признательность руководству России за предоставление визы далай-ламе в ноябре 2004 года для поездки в Калмыкию. В то же время подчеркнуто: «Краткий визит не позволил большинству верующих, особенно проживающих в отдаленных регионах Бурятии и Тывы, встретиться со своим духовным наставником. Более того, традиционное буддийское образование предполагает длительные планомерные занятия под руководством духовного учителя, что невозможно осуществить в рамках однодневного визита, который мог носить исключительно ознакомительный характер.

В обращении упомянут небезынтересный и невыигрышный для российского государства факт: «Парламент Канады принял единодушное решение предоставить Его Святейшеству Далай-ламе почетное гражданство "как одной из ключевых фигур современности в области пропаганды идей мира и ненасилия". Канада готовится к его очередному визиту, считая, что Его Святейшество Далай-лама укрепит в сердцах людей идеи миролюбия, гуманизма и ненасилия, столь актуальные для современного мира. Между тем, в Канаде, а также в США и европейских странах, которые Его Святейшество Далай-лама беспрепятственно посещает на протяжении последнего десятилетия, нет исконных буддийских территорий и его традиционных последователей». «Если эти страны считают целесообразным и значимым приглашение Его Святейшества Далай-ламы для участия в конференциях и форумах и даже организуют многодневные курсы его лекций и духовных посвящений для своих сограждан, насколько более чуткой и внимательной в этом вопросе должна быть Россия, где проживает свыше миллиона традиционных буддистов?», — задается в обращении риторический вопрос [Там же].

Положительного ответа, однако, добиться не удалось. Шаджин-лама назвал неверным решение организаторов Всемирного саммита религиозных лидеров не приглашать далай-ламу.

Со своей стороны заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей В. Чаплин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» пояснил: «Не было гарантии того, что эта виза будет выдана, поэтому, естественно, мы не стали присылать ему (далай-ламе. — В. В.) формального приглашения, хотя мы были бы рады его видеть» [www.interfax-religion.ru].

Большинство наблюдателей вновь увидело причину отказа российского внешнеполитического ведомства в том, чтобы не раздражать Китай. Это недвусмысленно следовало также из объяснений официального представителя МИД России.

Естественно, официальный Пекин не могла не удовлетворить позиция Москвы. Участвовавший в религиозном саммите глава государственного управления по делам религий Китая Е Сяовэнь поблагодарил российские власти за понимание, проявленное в вопросе о визите далай-ламы, отметив: китайское руководство очень радует «тот факт, что далай-ламе отказали во въезде в Россию для участия в религиозном саммите». Китайский чиновник отметил, что решение об отказе во въезде духовному лидеру буддистов «является рациональным и свидетельствует об уважении ко всему народу» Китая [www.interfax-religion.ru].

Слова китайского должностного лица вынудили шаджин-ламу Калмыкии остро отреагировать. Ринпоче заявил: «Я глубоко оскорблен заявлениями китайской делегации, в которых высказывается удовлетворение тем, что буддистов России лишили возможности общаться со своим духовным лидером. Россия предпочла следовать интересам граждан другого государства вместо того, чтобы защищать интересы своего народа». «Я с уважением отношусь к взаимоотношениям России и Китая, эти контакты необходимы для обеих стран. Но мы должны разделять политические и религиозные вопросы. Китай видит в визите далай-ламы исключительно политическую подоплеку. И Россия следует тем требованиям, которые предъявляет китайская сторона», — добавил он с нескрываемым сожалением [«Известия Калмыкии». 07.07.2006].

Объединение буддистов Калмыкии выразило крайнее недоумение в связи с тем, что духовный лидер буддистов и лауреат Нобелевской премии мира не получил приглашения на Всемирный саммит религиозных лидеров, где обсуждались ключевые вопросы современности — борьба с экстремизмом и терроризмом, гармоничное сосуществование представителей разных вероучений. «Буддисты России имеют право знать, что думает об этих важнейших вопросах их духовный лидер, — подчеркивалось в открытом письме ОБК — Если в угоду политических интересов отдельных лиц и стран Его Святейшество Далай-лама не мог быть приглашен на форум, заявленный как саммит религиозных лидеров, буддисты России, по меньшей мере, имеют право выслушать наставления своего духовного лидера на территории Республики Калмыкия, где буддизм исповедуется с XIV века».
Как следует из текста письма, буддисты не собираются отступать и ожидают от руководства России уважения не только «к народу Китая», но и к своему собственному народу [www.savetibet.ru].

Отсутствие далай-ламы на Всемирном саммите встретило непонимание в российской буддийской среде. Делегация объединения буддистов Калмыкии и шаджин-лама отказались принять в нем участие.

Проблема визита далай-ламы вовлекла в свою орбиту политиков. Член Совета Федерации от Калмыкии М. Капура выразил сомнение в правомерности решения МИД, лишающего огромное количество людей, исповедующих буддизм, возможности общения со своим духовным лидером. Позицию внешнеполитического ведомства он назвал неправильной и вызванной исключительно политическими мотивами.

По словам уполномоченного по правам человека в Калмыкии В. Сависько, если визит далай-ламы в Калмыкию не состоится, будут нарушены права буддистов на свободу совести и вероисповедания. Омбудсмен республики направил обращение по данному поводу уполномоченному по правам человека в России В. Лукину.

Глава калмыцких буддистов сообщил, что о своих действиях Объединение буддистов Калмыкии проинформировало буддийские организации Бурятии и Тувы. На его взгляд, настал момент, когда буддистам нужно объединить усилия в борьбе за свои конституционные права.


В подтверждение собственных слов Ринпоче предпринял поездку в Туву, где сделал заявление, суть которого такова: российских буддистов меньше, чем последователей некоторых других религий, но это не означает, что у буддистов меньше прав. В том числе у них есть право пригласить к себе далай-ламу. И об этом следует говорить постоянно, чтобы слышала не только Россия, но и зарубежье. С этой целью Ринпоче предложил использовать современные информационные технологии, в том числе Интернет-ресурсы, Призыв получил поддержку. Так, жители Калмыкии направили президенту В. Путину в ходе online пресс-конференции на Яndeх около 100 вопросов, и больше всего касалось как раз выдачи въездной визы далай-ламе.

В Туве высоко оценили усилия калмыцкого ламы. Камбы-лама Тувы Джам-пел Лодой, в частности, заявил: «Стремясь добиться визита Его Святейшества Далай-ламы в три буддийских республики, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прилагает такие усилия, которые кажутся немыслимыми в это время, чрезвычайно трудное для всех буддистов России. Мы, тувинцы, и я, Камбы-Лама, стоящий во главе буддистов Тувы, целиком и полностью поддерживаем начинания Тэло Тулку Ринпоче, направленные на осуществление полномасштабного визита в Россию Его Святейшества Далай-ламы» [www.savetibet.ru].

Нельзя не согласиться с комментариями, обращающими внимание на то, что обсуждение возможного приезда далай-ламы в Россию приобрело скандальный политический оттенок, а послание последователей Будды к президенту страны заставляет усомниться в представлении, будто в российском межрелигиозном сообществе — «тишь, гладь да божья благодать».

Отчасти подтверждение этому можно найти в словах шаджин-ламы Калмыкии. Он фактически впервые выступил с публичной критикой Русской православной церкви, назвав ошибкой ее отказ пригласить на религиозный саммит далай-ламу, хотя и примирительно добавил, что ошибка «будет исправлена ценой совместных усилий [www.annews.ru].

Еще более тревожные выводы сделали аналитики Агентства национальных новостей: «Кризис вокруг приезда далай-ламы в Россию может серьезно обострить отношения буддийского духовенства РФ с федеральными властями. Можно предположить, что конфликт между Кремлем и буддийской общиной России способен очень скоро получить международный оттенок, вызвать новую волну критики Путина и его режима на Западе. Вряд ли эта ситуация пойдет на пользу федеральному центру. У Москвы в последние десятилетия сложились напряженные и неоднозначные отношения с исламской общиной (прежде всего, из-за войны в Чечне). Теперь обостряются отношения с буддийской общиной. Кремль как бы "отрезает" себя от любых конфессий, кроме православия. Возможно, это связано с существованием в кремлевских кабинетах проекта фактического признания православия государственной религией страны. Возможно, просто является результатом головотяпской политики федеральных чиновников. В любом случае, буддийский демарш свидетельствует о возможно скором появлении на карте РФ новой политической «горячей точки» [www.annews.ru].

Честно говоря, в возникновение «горячих точек» на территориях, населенных преимущественно буддистами, для большинства которых неприемлем всякого рода экстремизм, верится с трудом, но невозможно не видеть: федеральным властям необходимо занять более гибкую позицию в вопросе о посещении далай-ламой буддийских регионов страны. Конечно, речь не должна идти о принесении в жертву важных и в целом благополучно развивающихся российско-китайских отношений. В то же время очевидно, что столь же неразумно слепо игнорировать естественные, справедливые и законные требования верующих буддистов.

Действия государства в вопросе о визитах далай-ламы в Россию, как видно, непоследовательны. Долгие годы он получал отказы в визе. Затем, в одночасье отбросив собственную запретительную аргументацию, МИД РФ вдруг разрешило далай-ламе посетить Калмыкию. При этом, вопреки опасениям, не то чтобы кризиса, но даже видимых осложнений в российско-китайских отношениях не произошло. Породив воодушевление в отечественной буддийской среде и ожидания новых свиданий с религиозным лидером, внешнеполитическое ведомство столь же неожиданно развернулось на 180 градусов и реанимировало практику отказа пустить далай-ламу в страну.

Надо полагать, в 2004 году при непосредственном влиянии высшего руководства России имело место единичное отступление внешнеполитического ведомства от правила рассматривать далай-ламу в качестве нежелательной персоны, нежели стремление шире открыть ему дверь.

Между тем согласие даже на краткосрочный пастырский визит далай-ламы обнаружило существенные политические выгоды для общества и самого государства.

Во-первых, исповедуя приверженность этнической и конфессиональной терпимости, далай-лама с учетом его исключительно высокого духовного статуса способен через публичное общение с сотнями тысяч людей, желающих посетить его учения и лекции, влиять на формирование толерантных установок в сознании и поведении значительного количества российских граждан. Надо ли говорить, насколько актуально это в современных условиях, когда в стране наблюдается рост ксенофобских настроений и их проявлений в крайних и преступных формах.

Во-вторых, согласие на приезд далай-ламы способствует не только заслуженному в данном конкретном случае повышению авторитета центральной и региональной власти, что само по себе позитивно, но и сближению элиты и общества, что не менее значимо.

В-третьих, судя по опыту Калмыкии, прямое, искреннее и заинтересованное общение между далай-ламой и архиепископом Элистинским и Калмыцким имеет положительное влияние на взаимоотношения между буддийской и православной церковью в регионе, в России вообще, между последователями этих религий, чем, конечно же, нельзя пренебрегать.

В-четвертых, улучшается восприятие Калмыкии и в целом Российской Федерации. В первом случае немаловажно, что это способствует разрушению бытующего среди определенной части носителей массового сознания мифологизированного образа региона как чуть ли не обособленного от России «ханства», где якобы царит сплошной произвол.

Во втором случае надо учитывать положительный международный резонанс (если не считать реакцию Китая), который приобретает позиция России, - особенно в буддийских странах, получающих наглядное подтверждение того, что Российская Федерация не намерена препятствовать распространению буддизма в своих границах и поверх них.

Нельзя также забывать, что Калмыкия является единственным буддийским регионом не только европейской части РФ, но и европейского пространства вообще. Так что Россия в лице степной республики реально могла бы стать признанным европейским центром буддизма. С учетом того, что это учение ориентировано на важные в нынешнем мире ценности ненасилия и неконфликтности, получает на Западе все большее признание, такая роль Российской Федерации стала бы, несомненно, выигрышной для нее на международной арене.

Потери, в свою очередь, заключаются в том, что, отказывая российским буддистам в возможности регулярно встречаться с далай-ламой, государство лишает себя и общество вышеперечисленных выгод. Практика «закрытых дверей» для буддийского лидера имеет преимущественно негативные последствия для России. Привносится недовольство в настроения значительной части буддийского духовенства, верующих, общественности, этнических бурят, калмыков, тувинцев по отношению к позиции федерального центра. Среди них фактически все больше провоцируются недовольство и конфликтные настроения. Это влечет увеличение далеко не безобидной напряженности в государственно-религиозных, межконфессиональных, межэтнических, внутрибуддийских отношениях.

Так стоит ли в таком случае упрямо держать дверь закрытой?

Источник:
Волгин В.Л. Перед закрытой дверью // Свободная мысль. – 2006. – № 11-12 (15710. – С. 115 – 125.


Смотрите также:

Итоги 2006 года: вручение ордена Белого лотоса – главное событие в жизни буддийской России

«России нужен визит Далай-ламы». Интервью с верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Лучшее пожелание в день рождения: что может пожелать верховный лама Тувы верховному ламе Калмыкии?

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о визите Далай-ламы в Монголию

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: «Я буду с вами, пока Далай-лама не ступит на землю Тувы»

Камбы-Лама Тувы: «Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прилагает усилия, которые кажутся немыслимыми в это трудное время»

Главы буддистов Калмыкии и Тувы вручили письмо председателю Совета Федерации с просьбой оказать содействие в деле приглашения Далай-ламы в Россию

Заявление главы буддистов Калмыкии Шаджин ламы Тэло Тулку Ринпоче от имени религиозных и общественных организаций Калмыкии о ситуации с визитом Его Святейшества Далай-ламы в Россию

Открытое письмо высшего буддийского духовенства России Президенту Российской Федерации г-ну В.В.Путину о визите духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV

Калмыкия Просветленная
Просмотров: 5453  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

julia (Посетители) | 25 февраля 2007 12:24  
Очень СТЫДНО, когда такая страна, как наша, оглядывается на реакцию Китая! Нужно соблюдать интересы (политические, культурные и религиозные) своих народов а не ждать комментариев от других!
Olle (Посетители) | 25 февраля 2007 15:36  
Россия допускает стобы другие государства устанавливали внутреннюю цензуру для ее граждан! Это не только стыдно но и очень печально.
Ing (Администраторы) | 26 февраля 2007 22:38  
...далай-лама с учетом его исключительно высокого духовного статуса способен ... влиять на формирование толерантных установок
- вероятно именно эта самая очевидная способность влиять и пугает не только власти Китая, но и российские тоже. Люди привыкли судить о других по себе. Очень сложно поверить в бескорыстную мотивацию другого, когда сам на нее не способен.
burunduk (Посетители) | 27 февраля 2007 06:32  
Pochemu Mongoliya ne boitca Kitaya? Ona ved namnogo blizhe k nemu chem Rossiya... Kak zhe stydno... Mozhet eto nasha sobstvennaya vina?
Жамсуев (Гости) | 6 марта 2010 19:13  
Да если они его не пустят я ваще уеду из этой тупой страны. Далай-Лама, по-моему, из мировых лидеров последний человек, в полном смысле этого слова.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100