Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Зная об огромном риске, Дхондуп Вангчен все же решил сделать фильм о Тибете12 октября 2008 | Версия для печати
Базирующаяся в Париже организация «Репортеры без границ» (RSF) выступила 16 сентября с призывом к властям материкового Китая освободить двух тибетцев, задержанных за съемки документального фильма в исторической провинции Амдо. Дхондуп Вангчен (Dhondup Wangchen), автор документального фильма о Тибете, и Джигме Гьяцо (Jigme Gyatso), монах и оператор фильма, должны быть освобождены, заявила выступающая за свободу прессы организация.
«Случай Вангчена и Гьяцо является трагическим примером того, что происходит с тибетцами, рискующими интервьюировать людей о положении в регионе, - говорится в заявлении RSF. – Китайское правительство решило открыть Тибет для иностранных туристов, и теперь ему следует продемонстрировать милосердие по отношению к тем, кто был задержан только за то, что сказали они или другие». Лхамо Цо (Lhamo Tso), ее муж Дхондуп Вангчен и 4 детей обосновались в Дхарамсале в октябре 2007 года, перебравшись через Гималаи из Тибета в Непал, а затем в Индию. Он сказал только, что должен сделать «одну важную работу в Тибете», и вскоре вернется, рассказала она журналистке гонконгской South China Morning Post Дине Гарднер (Dinah Gardner). Когда в конце марта Дхондуп Вангчен перестал звонить, Лхамо Цо встревожилась. «Мой муж всегда активно занимался тибетской проблемой, так что я подозревала, что он однажды он может не вернуться, но не хотела его останавливать, - вспоминает она. – Он сказал, что самое важное, чтобы дети старательно учились в Индии и получили хорошее образование». У 36-летней Лхамо Цо четверо детей: старший 16-летний сын от первого мужа; 12-летний Тензин Норбу и две девочки – 10-летняя Дадон Вангмо и 8-летняя Лхамо Долма – от Дхондупа Вагчена. Через несколько недель позвонил двоюродный брат ее мужа Гьялжонг Цетрин (Gyaljong Tsetrin), сообщив плохие новости: 34-летний Дхондуп Вангчен снимал в Тибете документальный фильм об отношении тибетцев к проведению Олимпиады в Китае и наверняка находится под арестом. Друзья детства, они занимались этим проектом вместе – Дхондуп Вангчен делал съемки в тибетских регионах материкового Китая, а Гьялжонг Цетрин режиссировал фильм из Швейцарии, где он с 2002 года живет в качестве беженца. По чистому везению, сказал Гьялжонг Цетрин, кассеты с фильмом удалось вывезти из Китая за несколько дней до того, как Дхондуп Вангчен и монах Голог Джигме были 26 марта схвачены китайскими властями. Во время задержания они направлялись в уезд Тундэ провинции Цинхай, тибетский регион на северо-западе Китая. По его словам, вначале их поместили в центр временного содержания Ershilipu в Синине, административном центре провинции Цинхай. Затем Дхондуп Вангчен был переправлен в отель «Guangsheng», также в Синине. Агенты безопасности в материковой части Китая нередко содержат подозреваемых, в особенности, защитников гражданских прав, в отелях. Однако потом, в июле, Дхондуп Вангчен сумел бежать. «В последний раз я разговаривал с ним 25 марта; затем до июля ничего, - рассказал Гьялжонг Цетрин. – Утром 13 июля он позвонил снова. Сказал, что его содержали в отеле, но удрал [от] охранников под покровом темноты. Сказал, что у него нет денег, ничего, спросил, не могу ли я выслать. Я велел ему скрываться в сельской местности и вернуться через пару дней, когда я приготовлю для него деньги». Дхондуп Вангчен сообщил двоюродному брату о скверном обращении во время ареста. «Говорил, допрашивали непрерывно, - отметил Гьялжонг Цетрин. – Он рассказал, что в течение четырех суток был привязан к креслу. Когда он говорил со мной по телефону, сказал, что после побоев руки все еще ноют и немеют». Однако потом Дхондуп Вангчен снова исчез. Гьялжонг Цетрин уверен, что его снова арестовали. Ему стало известно, что оператор Голог Джигме содержится в центре временного содержания в Линься в провинции Ганьсу. Пока власти не признали факт ареста ни того, ни другого. Обработав несколько часов записей, которые снял Дхондуп Вангчен, Гьялжонг Цетрин превратил их в 25-минутный документальный фильм, названный «Оставляя страх позади» (Leaving Fear Behind). «Мы хотели сделать фильм, в котором прозвучали бы голоса тибетцев, - поясняет он. – Тибетцы в Тибете борются за то, чтобы быть услышанными, но им очень трудно передать свое послание. И мы полагали, что с проведением Олимпийских игр фильм должен стать более долгосрочным и действенным, чем любая демонстрация». Несомненно, Leaving Fear Behind – фильм пропагандистский, отмечает Дина Гарднер, поскольку все высказывания в нем антикитайские. Сам Дхондуп Вангчен выражает в камеру свое желание, чтобы тибетцы сплотились в борьбе за более широкую автономию в Тибете, как гласит политика ‘срединного пути’ Далай-ламы. Однако, когда в кадре появляется группа пожилых тибетских скотоводов, фильм становится очень живым. Один старик в традиционном толстом халате, говоря о Далай-ламе, печально всхлипывает. «Мое самое большое желание и мечта – чтобы Далай-лама вернулся, - склонив голову, произносит он. – Достаточно только услышать его имя, как меня переполняет вера, преданность, и глубочайшая печаль. Ситуация-то безнадежная». Для тибетцев весьма опасно открыто выражать свое отношение к пекинскому правлению. Те, кто сделал это в документальном фильме, рискуют свободой. Гьялжонг Цетрин говорит, что слышал неподтвержденные сообщения о том, что несколько участников съемок подверглись задержаниям и допросам. «Если Олимпийские игры 2008 года состоятся, они должны быть символом свободы и мира, - говорит в фильме один монах, стоя на пустынном шоссе. – Как тибетец, я не вижу ни свободы, ни мира. Вот почему я не хочу этих Игр». Фильм Leaving Fear Behind был показан журналистам в Пекине за несколько дней до начала Олимпиады, а в начале сентября, по информации Tibet Custom, его по инициативе 4 неправительственных организаций посмотрели делегаты 9-й сессии комитета по правам человека ООН в Женеве. Хотя сайт www.leavingfearbehind.com с августа недоступен, сам фильм можно скачать в материковом Китае через Google video, отмечает Дина Гарднер. Дхондупа Вангчена и до этого дважды арестовывали за его активистскую деятельность – оба раза на несколько месяцев. Он хорошо понимал, на какой риск идет, отмечает Гьялжонг Цетрин. «Но, по его ощущениям, дело того стоило. Он всегда придерживался весьма жестких взглядов на то, что Китай и китайское правительство делают в Тибете, и всегда был счастлив тем, что может принести пользу тибетскому народу или тибетскому вопросу. Я очень сожалею по поводу случившегося с ним. Мы ближе, чем братья». Дхондуп Вангчен родился в сельской семье в провинции Цинхай. Двоюродные братья не только росли вместе; в 1993-м они совершили побег в Индию, чтобы повидать Далай-ламу, после чего вернулись в Тибет, в Лхасу. Гьялжонг Цетрин завел ресторан, быстро ставший местом встречи групп, выступающих за права тибетцев. Они оба мечтали об освобождении Тибета от китайских репрессий. «Когда мы жили в Тибете, он постоянно говорил, что тибетцы должны за все отвечать. Ему не нравилось, что год за годом в Тибете оседает все больше китайцев, - вспоминает Лхамо Цо. – Он не мог спокойно видеть, что китайцы имеют преимущество перед тибетцами, и хотел, чтобы тибетцы были по крайнйе мере на равных с китайцами». Самый важный вопрос в том, какие обвинения ему могут быть предъявлены. «То, что он делал такой фильм, означает, что у Вангчена были контакты с людьми за пределами Китая, так что китайцы могут выдвинуть очень серьезные обвинения, - считает Гьялжонг Цетрин. – Боюсь, что его обвинят в чем-то вроде разглашения государственной тайны или раскола родины». Специалист по тибетской музыке Нгаванг Чопхел (Ngawang Choephel) был арестован в 1995-м, когда делал документальный фильм об этнической музыке и танцах. По обвинению в шпионаже его приговорили к 18 годам тюрьмы, и только благодаря давлению на Пекин со стороны Вашингтона через шесть лет после ареста он вышел из тюрьмы в Чэнду. «Все политзаключенные проходят через один и тот же опыт физического и психического подавления, - отметил он по телефону из США, где живет теперь. – Китай контролирует саму атмосферу жизни в Тибете. Иногда здесь холодно, иногда жарко, иногда солнечно, но по большей части густая облачность». Оставшись одна вдали от дома, Лхамо Цо с трудом борется за выживание с четырьмя детьми. Она встает в пять утра, чтобы испечь хлеб на продажу. Но и теперь она испытывает гордость за своего мужа. «Я думаю, что его фильм стал большим достижением для тибетцев в Тибете, - сказала она по телефону из Дхарамсалы. – Он прекрасный отец, и дети его очень любят. Им его сильно не хватает, и мы говорим о нем каждый день». Валерий Никольский На фото: Дхондуп Вангчен Просмотров: 3131 | Тэги: Валерий Никольский
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |