Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Видео. Далай-лама. Беседа о светской этике в Ладаке15 августа 2022 | Версия для печати
Видео: Офис ЕСДЛ Перевод: Юлия Жиронкина Озвучивание: Игорь Янчеглов Благодарим за помощь в подготовке материала ачарью Бема Митруева и ачарью Чеченбая Монгуша. 25 июля 2022 года Его Святейшество Далай-лама освятил библиотеку Шераб Кьецал-линг и провел беседу о светской этике для трех тысяч школьников на площадке для учений в монастыре Тикси. Духовный лидер также ответил на вопросы учащихся различных школ города Ле, Ладак, штат Уттар-Прадеш, Индия. Расшифровка видео:Сегодня я здесь. Я вновь приехал в Ладак. Все очень тепло меня встречают. Все люди – и стар, и млад – оказывают мне радушное гостеприимство. Я чувствую это. Спасибо большое! В Ладаке люди живут в согласии, ощущая себя ладакцами, и это замечательно! Вы исповедуете разные религии, у вас разные национальности. Между тем, все вы люди, ладакцы. Вы должны жить вместе. Если мы станем делать слишком большой акцент на том, что «я мусульманин» или «я буддист», «я джаин», «я христианин», подчеркивая различия между вами, то это не слишком здоровый подход. Перво-наперво все мы люди. Все люди рождаются одинаково – из чрева матери. Маленькие дети ценят прежде всего тех, кто улыбается и помогает. Это для них самое важное. Маленькие дети никогда не задаются вопросом, а какая у него религия? Он мусульманин или буддист? Это вторично. Куда важнее то, что мы люди. Я тоже, говоря по существу, всего лишь еще одно человеческое существо. Отталкиваясь от этого понимания, куда бы я ни направился, я всегда считаю, что мы одинаковы. Все семь миллиардов одинаковы. Одинаково мы рождаемся и одинаково умираем. Но стоит нам немного подрасти, и мы начинаем пренебрегать идеей единства всех одинаковых по сути людей. Начинаем разграничивать: моя религия, их религия, моя раса, их раса, моя страна, их страна. Если мы используем слова «моя религия», «моя страна» должным образом, то хорошо. Порой же мы делаем на них слишком большой упор: «моя религия», «мое сообщество», «моя страна». Это мышление подчас выливается в проблемы. Одно из моих обязательств – продвижение идеи единства всего семимиллиардного человечества. Ведь мы одинаковы! Все семь миллиардов приходят на этот свет одинаково, и в конце жизни все семь миллиардов одинаково умирают. Нужно помнить о том, что мы люди! Люди, живущие на этой планете. Небольшие различия между нами не столь важны. Нет никакого смысла разделять людей по религиозному или расовому признакам. Все это наши собственные умопостроения. По сути же, мы одинаковые люди. Куда бы я ни направился, я всегда подчеркиваю: все семь миллиардов людей одинаковы. Мы одинаково приходим в этот мир. Идея единства всего семимиллиардного человечества [очень важна]. Разделяя эту идею и претворяя ее на практике, куда бы я ни направился, если встречаю на своем пути существо с человеческим лицом, двумя глазами и ртом, я сразу же распознаю в нем своего брата – человека! Если увижу кого-то с тремя глазами, тогда подумаю: «Это совсем другое существо». Мы, семь миллиардов, все одинаковы! Что важно – твердо верить в единство семи миллиардов людей. Поскольку я в это верю, то везде, где я появляюсь, люди, приветствуя меня, выказывают мне дружелюбие, всегда встречают меня улыбкой. У меня самого, во-первых, очень хорошие зубы. Поэтому я не стесняюсь улыбаться, и люди улыбаются мне в ответ. Так и должно быть! Когда мы, семь миллиардов, живущих на этой планете, появляемся на свет из чрева матери, мать кормит нас молоком и проявляет к нам сострадание. В индийской традиции есть понятия каруны и ахимсы. Каруна – это сострадание. Наша жизнь начинается с каруны. Когда мы покидаем этот мир, если нас окружают люди, которые действительно проявляют к нам сострадание, то мы испытаем большую радость. Поэтому, исповедуем мы какую-то религию или нет, мы должны быть добросердечными людьми. Тогда вся ваша жизнь [будет прожита со смыслом]. Претворяя в жизнь идею каруны, вы будете счастливы, станете гораздо счастливее, а это способствует здоровью тела и оздоровлению общества. Так что исповедуем мы какую-то религию или нет, мы должны быть добрыми людьми, веря, что все семь миллиардов людей одинаковы и мы должны жить вместе. В этом мое основное послание, куда бы я ни поехал. Сам я из Тибета. Когда я беженцем добрался до Индии, то считал, что мы все одинаковы. Добросердечие – своего рода светская этика. Это очень важно. По своему опыту скажу: если во мне есть добросердечие, то и в теле гораздо больше здоровья, а в уме – умиротворения и счастья. Вы, мои юные братья и сестры, должны поразмыслить о добросердечии. Именно так мы сможем сделать счастливым человека, живущего в счастливом мире. Слишком большой упор сейчас делается на разделении людей на своих и чужих и слишком много оружия производится, чтобы убивать. Но это решение не сделает человечество счастливым. Счастье человечества берет начало здесь. Его истоки – тысячелетняя индийская традиция каруны. Чрезвычайно важная! Разные религии, разные расы – все это вторично. Главное – то, что мы люди. Добросердечие – ключевой фактор. Мы тибетцы [исповедуем буддизм] с седьмого столетия. Хотя царь Тибета взял в жены китайскую принцессу, у него с Китаем были очень тесные связи, однако он принял решение, что нам, тибетцам, нужна собственная письменность. Так под его руководством было разработано тибетское письмо, схожее с Девана́гари. Я действительно восхищаюсь царем Тибета Сонгценом Гампо – у него были очень тесные связи с китайским императором, но он настаивал: «У нас должна быть своя письменность!» В восьмом столетии [Тибетом правил] Трисонг Децен. С этих времен мы следуем традиции Наланды. Он пригласил в Тибет Шантаракшиту из Наланды – величайшего ученого-философа и логика. Его труды по логике и философии по сей день доступны для чтения и изучения. В восьмом столетии Трисонг Децен запустил процесс перевода. «У нас есть свой язык, свое письмо, теперь важно заняться переводами». Много книг было переведено с пали, еще больше – с санскрита. Теперь у нас есть Кангьюр и Тенгьюр. Кангьюр порядка ста томов, Тенгьюр – свыше двухсот томов. В общей сложности 300 томов. Все они переведены с пали и санскрита. После этого мы стали изучать буддийские трактаты на родном языке. И сегодня, у нас, тибетцев, гораздо более обширное и глубокое понимание традиции Наланды. Буддизм традиции Наланды рассказывает нам о сознании, о том, как достичь внутреннего покоя не с помощью молитв, но посредством постоянных размышлений. Так даже к вашему так называемому врагу, причиняющему вам страдания, вы можете взрастить особенное сострадание. В действительности, враг – наш лучший учитель, он учит нас развивать внутреннюю силу. Если говорить о нас, о Тибете, мы испытываем большие страдания во власти китайских коммунистов. Но мы считаем, что это хорошая возможность практиковать сострадание. Это очень полезно. С политической точки зрения Тибет находится под контролем китайских коммунистов. С духовной же точки зрения тибетцы по-прежнему глубоко понимают буддизм, и их вера сильна. Все больше китайцев становятся последователями тибетского буддизма. Некоторые из наших переводов попадают в университеты Китая, например, в университет Ланьчжоу. Конечно, обычным людям они недоступны, поскольку существует контроль. Однако профессура университета Ланьчжоу, познакомившись с книгами, которые мы написали в Индии, осталась под большим впечатлением. Они говорят: «О! Тибетский буддизм это и в самом деле продолжение традиции Наланды!». Это религия с научным подходом. Целый ряд китайцев действительно проявляют интерес [к тибетскому буддизму]. Я считаю, что наше богатство – это, во-первых, наш язык и, конечно, все эти переводы трудов наставников Наланды. Полагаю, что в том, что касается знаний о сознании, эмоциях и методах достижения внутреннего умиротворения, то сохраненная нами традиция – сегодня лучшая в мире. Это верно и в отношении языка. Тибетский язык – лучший язык для объяснения наших эмоций и методах достижения внутреннего умиротворения. Итак, мы сохраняем сам дух Тибета наравне с нашими знаниями! А это очень важно. [Нам нужно] не оружие, но углубленное понимание эмоций и сознания человека, а также сохранение внутреннего умиротворения. Некоторые говорят: с политической точки зрения Тибет находится под контролем Китая. Но рассуждая с точки зрения духовности мы в конечном итоге можем помочь миллиардам китайцев. Уже сейчас многие китайцы придерживаются присущего тибетскому буддизму научного образа мысли. Это то, чем я хотел с вами поделиться. Жители гималайских регионов – от Ладака до Мона – традиционно исповедовали буддийскую Дхарму. Но мы можем провести разграничение, отделить религиозную составляющую буддийской Дхармы от [знаний, полезных] широкой общественности, последователям разных религий, разных вероисповедований, и преподать их в секулярном ключе без опоры на религию. В Индии на протяжении тысячелетий были представлены практически все мировые религии. В этой стране их последователи пребывали в согласии. Пусть иногда и возникали небольшие локальные проблемы. Нам нужно продолжать придерживаться светской этики. Еще одна тема, которую я хотел бы затронуть. Куда бы я ни направился, [я всегда говорю об этом]. Это глобальное потепление. Бахугуна, индийский мыслитель и мой друг, возложил на меня такую ответственность. Он сказал: «Куда бы Вы ни направились в гималайских регионах, Вы должны призывать людей высаживать больше деревьев, ведь идет глобальное потепление и через десять, двадцать, тридцать лет оно станет очень серьезной проблемой. Высаживать растения чрезвычайно важно. Здесь я видел много деревьев. Прекрасно! – Доброе утро, Ваше Святейшество. Я из Ле, Ладака, учусь в девятом классе средней школы. Мой вопрос к вам: в современном мире очень распространена соревновательность. Такая соревновательность в школах приводит к враждебности, зависти и депрессии среди учеников. В наши дни мы зациклены на собственной персоне. Ученики перестают думать о других и начинают думать только о себе. К сожалению, нынешнее поколение забывает о доброте, сочувствии и человечности. До какой степени соревновательность оправдана, и как нам с ней справляться? Спасибо, Ваше Святейшество! – Соревновательность может быть полезна. Например, среди больших монастырей Тибета, где изучается буддийская Дхарма, по меньшей мере, на протяжении 20-30 лет, соревновательность [между монахами] при условии искренней мотивации очень важна. Если основная мотивация в большей мере основана на сострадании и если, как я говорил прежде, мы помним о единстве всего семимиллиардного человечества, и при этой в области нашей деятельности мы будем соревноваться друг с другом, то это очень полезно! – Спасибо, Ваше Святейшество, спасибо! – Доброе утро, Ваше Святейшество. Я учусь в восьмом классе школы Миссии Имамия. Для меня честь задать вам этот вопрос. Если все мы частицы вселенского сознания, почему тогда в мире так много религий и духовных школ? – Даже если рассуждать с точки зрения тела, всем нам нравится пища. Однако у разных людей разные вкусы, и разная пища оказывается для них полезной. Подобно этому, пища для ума, разнообразные философские системы, так же очень полезны [для разных людей]. Если у вас есть склонность к глубокому анализу, то вы увидите: «Эта философская система утверждает следующее, а та – нечто иное. Почему?» Мы продолжаем анализировать. Для развития интеллекта различные философские системы весьма полезны. В Тибете мы изучаем все традиции древнеиндийской мысли, различные философские воззрения, чтобы наш ум стал острее. – Спасибо, Ваше Святейшество! – В Тибете человек по имени Чапа Чойкьи Сенге придумал способ ведения философского диспута. Во время диспута мы всегда стараемся найти логические нестыковки в утверждениях оппонента. [На тибетском:] Тезис таков, по причине того-то. Если нечто таково, его логический охват такой-то. Это весьма полезно. Я также изучал технику ведения философского диспута. Когда мне было 12-13 лет, я начал изучать диспут. Это очень, очень полезно. Когда мы упражняемся в диспуте, мы всегда стараемся найти противоречия в воззрениях противоположной стороны. Копаем все глубже и глубже. Когда мы обнаруживаем противоречие в воззрениях, то говорим: [На тибетском:] «Вы сами зашли в тупик в отношении трех (субъекта, предиката и аргумента)». И приводим доводы. Когда наш оппонент соглашается с обнаруженным нами противоречием, мы говорим: [На тибетском:] «Цар! Диспут завершен». Вот так! Мы уделяем диспуту большое значение. Когда участник диспута произносит слова самого Будды, мы в знак уважения снимаем шапку и слушаем. Но при этом с большим уважением говорим: «Это не обязательно так». Даже если это слово самого Будды. [Повторяет на тибетском:] Во время диспута, если оппонент приводит цитату из писания, мы снимаем шапку и почтительно склоняемся, но отвечаем: "Это необязательно так". Даже изречения Будды могут быть отвергнуты. – Доброе утро, Ваше Святейшество. Я Падма Юдрол из Колледжа имени Элайзера Джолдана. Сегодня мне выпала большая честь задать вам этот вопрос. Мой вопрос следующий: несмотря на введение нравственного воспитания в образовательных учреждениях и контроль со стороны родителей, почему большая часть молодежи Ладака злоупотребляет наркотиками и алкоголем? Есть ли какие-то альтернативные методы прививания нравственных ценностей? Спасибо, Ваше Святейшество! Западное образование в Индии восходит корнями ко временам британского господства. В нем практически не было места нравственным ценностям. Когда мне представится возможность поехать в Дели, я планирую встретиться с профессурой, в частности из университета Джавахарлала Неру и других университетов, чтобы обсудить, как нам сочетать современное образование и тысячелетнюю глубочайшую философскую мысль Индии. Как соединить эти две составляющие. Я планирую обсудить это с профессурой делийских университетов. В особенности, я хочу побеседовать с западными учеными, которые проводят исследования эмоций человека. Они хотят перенять те знания, которыми мы обладаем. Неоднократно крупные психологи и исследователи человеческого сознания приезжали ко мне для обмена мнениями. Тысячелетние знания Древней Индии в области сознания, эмоций и методов достижения внутреннего умиротворения чрезвычайно важны. Эта культура пришла к нам из Индии, однако в ней нуждается все человечество. Когда я был в Пекине, председатель Мао Цзедун был очень близок ко мне. Он очень ценил, то, что я придерживался научного образа мысли. Председатель Мао Цзедун сказал мне: «У вас весьма научный склад ума. Похвально! Однако религия – это опиум». Если в обществе у человека нет знаний о достижении внутреннего умиротворения, он будет проявлять чрезмерный гнев, чрезмерный страх и увлекаться спиртным. Это свидетельство отсутствия знаний о том, как сохранять внутренний покой. Наша собственная тысячелетняя традиция предусматривает глубокое изучение сознания. Я уже рассказывал вам о том, как сохранять внутренний покой. Эти знания уберегут вас от злоупотребления алкоголем, ведь люди пьют потому, что ничего не знают о сознании. Они слишком подвержены материалистическому образу мысли и несведущи в области внутренних ценностей. Вот почему нашему подрастающему поколению необходимо получать знания о том, как достигать внутреннего умиротворения. Это весьма важно! Это не религия. Это светская этика. Спасибо! Я убежден, что современное образование, существующее в Индии, должно быть дополнено древнеиндийскими знаниями о сознании, эмоциях и методах сохранения внутреннего покоя. Как я уже говорил, я хотел бы провести обстоятельные обсуждения с профессурой делийских университетов. – Доброе утро Ваше Святейшество, я учусь в школе Моравской миссии. И мой вопрос к вам следующий. Как все мы знаем, для получения образования требуется сосредоточение. Однако в наше время людям тяжело дается сосредоточение, ведь у нас так много отвлечений. Могли бы вы предложить простое решение этой проблемы? Благодарю вас, Ваше Святейшество. – У нас есть пять видов сознания, связанных с органами чувств … и еще шестое – ментальное. Материалистический образ жизни во многом основывается на видах сознания, связанных с органами зрения, слуха, обоняния и так далее. В нашей традиции мы полностью игнорируем процессы зрительного, слухового восприятия и полностью сосредотачиваемся на шестом, ментальном сознании. Такова наша тысячелетняя традиция. Мы стараемся достичь все более глубоких уровней ментального сознания. Конечно, не очень красиво говорить о себе. Однако что касается силы мысли, то целый ряд западных ученых, психологов действительно хотят, чтобы я поделился с ними своими знаниями. Спасибо! Просмотров: 1766 | Тэги: Далай-лама, светская этика
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |