Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Специальный посланник Его Святейшества Далай-ламы Лоди Гьялцен Гьяри призвал Китай к искренним переговорам27 ноября 2010 | Версия для печати
Дальнейшие шаги к решению проблемы ТибетаСтатус обсуждений между Его Святейшеством Далай-ламой и правительством Китайской народной республики Выступление специального посланника Его Святейшества Далай-ламы в Институте изучения Южной Азии (Сингапур) 24 ноября 2010 г. Я хотел бы поблагодарить Институт изучения Южной Азии за предоставленную возможность поделиться соображениями по поводу статуса наших обсуждений с китайским правительством в поисках политического решения проблемы Тибета и возможных дальнейших шагов для решения тибетского вопроса. Сегодня наши переговоры с китайским правительством, которые, то прерываясь, то возобновляясь, идут вот уже несколько десятков лет, достигли той стадии, на которой мы смогли передать другой стороне четко сформулированную позицию Его Святейшества Далай-ламы, которая заключается в том, что он ищет решения тибетского вопроса в рамках Китайской народной республики, а также шаги, которые необходимо предпринять для разрешения проблемы Тибета. Конкретных результатов, ведущих к решению проблемы, еще придется подождать, однако наши переговоры уже позволили обеим сторонам лучше понять наши позиции и вопросы, вызывающие опасения. Чтобы был понятен контекст, в котором идет процесс нашего диалога с китайским руководством, я хотел бы немного рассказать о его истории. С момента начала процесса диалога в 1979 году в нем можно выделить три основные фазы: Первый контакт (1979 – 1985) Первая фаза началась с установления первоначального контакта в 1979 году, когда китайский лидер Дэн Сяопин передал Его Святейшеству Далай-ламе через его старшего брата Гьяло Тхондупа, что все вопросы, касающиеся Тибета, кроме вопроса о независимости, обсуждаемы и могут быть решены. Вслед за этим в Пекин для переговоров были направлены две высокие тибетские делегации в 1982 и 1984 году соответственно. У нас с китайским руководством состоялись обсуждения по широкому кругу проблем. В частности, мы уточнили, что не рассматриваем проблему Тибета, как проблему личного благополучия и будущего Его Святейшества Далай-ламы. Тибетский вопрос это проблема благополучия шести миллионов тибетцев. В то же время в период с 1979 по 1985 год Его Святейшество отправил в различные части Тибета четыре делегации для ознакомления с ситуацией на местах. Во время этой фазы процесса диалога тибетские делегации встречались с высокопоставленными китайскими руководителями, включая Дэн Сяопина и других членов политбюро. Тибетские инициативы и развитие событий в Тибете (1985 – 1993) Вторая фаза процесса диалога приходится на период с 1985 по 1993 год. В это время происходили редкие визиты в Китай эмиссаров Его Святейшества. В целях ускорить начало серьезных переговоров по тибетскому вопросу, Его Святейшество Далай-лама, выступая в Вашингтоне перед группой по правам человека Конгресса США в сентябре 1987 года, представил «План мира по Тибету из пяти пунктов», в котором изложил свое видение дальнейших шагов для решения тибетского вопроса. Позже, в июне 1988 года Его Святейшество подробно остановился на пятом пункте плана (в котором он призывает к серьезным переговорам по Тибету), выступая в Европейском парламенте в Страсбурге. Суть предложения Его Святейшества сводилась к тому, что тибетцы должны пользоваться правом на самоуправление во внутренних делах, в то время как Пекин возьмет на себя вопросы международных отношений и обороны. После этого китайское правительство публично заявило о своем согласии встретиться для обсуждений с представителями Его Святейшества в любое время и в любом предложенном им месте. Утвердительный ответ Его Святейшества последовал незамедлительно, что свидетельствует о его искренней решимости вести диалог. Он назначил членов делегации и предложил провести переговоры в Женеве. К сожалению, официальный Пекин это предложение отклонил, несмотря на пояснения с тибетской стороны. Предложение Его Святейшества провести встречу двух сторон в Гонконге в апреле того же года, также было отклонено. В сентябре 1987 года в Тибете начались массовые демонстрации протеста тибетцев, выражающих свое недовольство политикой Китая. Органы компартии Китая применили к тибетцам жестокие меры подавления, сотни человек были арестованы, а в 1989 в Тибете было объявлено военное положение. Такая позиция китайского правительства испортила атмосферу диалога на этот период. В то же время в 1989 году присуждение Его Святейшеству Далай-ламе Нобелевской премии мира стало знаком признания международной общественностью его мирных усилий. Китай отреагировал на это решение крайне негативно. В конечном итоге контакты между двумя сторонами оборвались в августе 1993 года. Восстановление процесса диалога (с 2002 по настоящее время) После нескольких лет интенсивных неформальных закулисных контактов, обе стороны согласились официально возобновить прямые контакты, и первый раунд этого процесса состоялся в сентябре 2002 года. Этот можно охарактеризовать как третью фазу. На этой стадии весь процесс принял более формальные очертания, встречи носят более деловой характер. С 2002 года состоялось девять раундов переговоров и одна неофициальная встреча. Последний, девятый раунд, состоялся в январе 2010 года. На всех этих обсуждениях я возглавлял тибетскую делегацию. Во время этих встреч мы смогли представить и прояснить позицию Его Святейшества Далай-ламы в отношении будущего Тибета. В конце концов, переговоры достигли такой стадии, что мы сочли возможным во время восьмого раунда в ноябре 2008 года официально представить китайской стороне «Меморандум о подлинной автономии для тибетского народа». В Меморандуме изложена наша позиция по вопросу подлинной автономии, а также показано, как особые потребности тибетцев в автономии и самоуправлении могут быть удовлетворены посредством претворения в жизнь принципов автономии, записанных в конституции Китайской народной республики, как мы их понимаем. В Меморандуме определены 11 основных потребностей тибетского народа, удовлетворение которых гарантировано конституцией КНР и законом о региональной автономии. Так как несколько пунктов Меморандума вызвали озабоченность китайского руководства, которое отвергло их, сочтя их неконституционными, то во время девятого раунда в январе этого года мы представили пояснительную записку к Меморандуму. В пояснительной записке мы разъяснили пункты, вызвавшие озабоченность китайской стороны и внесли конструктивные предложения по дальнейшим шагам в рамках процесса диалога. Пояснительная записка также должна была предотвратить возможность неправильного понимания и истолкования широкой общественностью позиции Его Святейшества. Мы подчеркнули, что единственной заботой Его Святейшества Далай-ламы является благополучие тибетского народа. Его Святейшество никогда не поднимал вопрос о своем личном благополучии или о благосостоянии людей из своего окружения. Мы придерживаемся мнения, что тибетский народ подвергается маргинализации, тибетцы не в достаточной мере обладают религиозными, политическими, экономическими, языковыми, культурными и социальными правами. Широкомасштабные мирные демонстрации, начавшиеся в Тибете 10 марта 2008 года, еще раз наглядно показали недовольство народа политикой Китая в Тибете. Большинство этих мирных демонстраций прошли за пределами Тибетского автономного района (ТАР). Не далее как в прошлом месяце, с 19 октября, состоялась серия мирных выступлений против намеченной замены языка преподавания в учебных заведениях с тибетского на китайский. И это лишь самые последние свидетельства недовольства тибетцев. Китайское правительство, тем не менее, настаивает, что тибетский народ счастлив и всем доволен, что тибетского вопроса не существует. В свете этих двух разных точек зрения мы предложили, чтобы обе стороны провели исследования, с целью определить истинное положение тибетского народа. Тибетцы должны иметь возможность принимать участие в этом исследовании без страха и подозрений. Если в результате выяснится, что большинство тибетцев считают, что у них нет проблем, и они удовлетворены своим положением, то это и будет тем, к чему призывает Его Святейшество Далай-лама. Но если результаты подтвердят, что ситуация большинства тибетского народа неудовлетворительная, китайское правительство должно будет признать существование проблемы и в духе установления истины на основе фактов обе наши стороны должны будут продолжить обсуждения и найти решение. Также во время неофициальной встречи в Шеньцзене в мае 2008 года мы отвергли обвинения китайцев в том, что демонстрации в тибетских областях, проходившие с марта того же года, были инспирированы Его Святейшеством Далай-ламой и тибетским руководством в изгнании. Поскольку эти обвинения продолжают звучать, мы предложили китайскому правительству провести собственное расследование в Тибете, а также в тибетском сообществе в изгнании, чтобы убедиться в достоверности или недостоверности этих обвинений. Мы заявили о своей готовности оказать всяческое содействие этому расследованию. Некоторые важные вопросы, поднятые китайской стороной Во время последнего раунда китайская сторона представила нам детальный обзор развития событий в Тибете, в частности пятого рабочего совещания по Тибету, состоявшегося 18-20 января 2010 года. Китайская сторона сказала, что на встрече было решено и дальше улучшать условия жизни тибетцев в Тибетском автономном районе и во всех тибетских областях, в частности, в сфере социальных услуг, таких как образование, медицина и защита окружающей среды. Исходя из того, что нам было известно из первоначальных отчетов о встрече, мы высказались в поддержку решения улучшить жизнь тибетского народа, особенно в сельских областях. Мы выразили особое удовлетворение тем, что пятая рабочая встреча по Тибету рассматривала вопросы развития во всех тибетских областях, а не только в Тибетском автономном районе. Мы твердо убеждены, что все области проживания тибетцев должны находиться под единой администрацией, и в их отношении должна проводиться единая политика. Если отвлечься от политических лозунгов, то многие проблемы, выделенные на рабочей встрече как приоритетные, сходны с теми основными потребностями тибетского народа, которые мы изложили в Меморандуме. Однако в последнее время мы видим признаки того, что вместо того, чтобы проводить единую позитивную политику во всех тибетских областях, есть тенденция к распространению ограничительных мер, уже существующих в Тибетском автономном районе, и на другие тибетские области. Это контрпродуктивная мера, и китайским властям нужно это признать. Суть подхода «Срединного пути» Далай-ламы Один из важных пунктов, которые китайские власти не хотят признать, заключается в том, что Его Святейшество Далай-лама искренне и серьезно стремится найти решение проблемы Тибета в рамках Китайской народной республики, опираясь на подход, основанный на следовании политике «Срединного пути». Его Святейшество и тибетское руководство в изгнании приняли мужественное решение не требовать независимости, а вместо этого добиваться подлинной автономии для тибетского народа, которая обеспечила бы удовлетворение его основных потребностей в сохранении собственной уникальной культуры, языка, религии, национальной самобытности и хрупкой окружающей среды Тибетского нагорья. Подход «Срединного пути» это способ мирно разрешить тибетский вопрос, обеспечить стабильность и мирное сосуществование тибетского и китайского народа, основанные на равенстве и двустороннем сотрудничестве. Этот подход берет начало в середине 1970-х, когда Его Святейшество вел внутренние совещания со своими советниками. За прошедшие годы тибетское руководство в изгнании уточнило некоторые конкретные положения подхода «Срединного пути» в свете существующих в КНР политических реалий. Китайские официальные средства массовой информации продолжают клеймить Его Святейшество как сепаратиста, который добивается независимости Тибета. Они ссылаются на его прошлые заявления, в том числе и «План мира по Тибету из пяти пунктов» и Страсбургское предложение, намеренно игнорируя разъяснения Его Святейшеством своей позиции, сделанные впоследствии в ответ на озабоченность Китая. В «Меморандуме о подлинной автономии для тибетского народа» ясно изложен подход «Срединного пути», которого придерживается Его Святейшество. Наш Меморандум и пояснительная записка к нему были хорошо встречены и требования, изложенные в них, расценены как обоснованные и законные многими правительствами, парламентами, организациями и отдельными людьми. Многие удивлены и глубоко разочарованы реакцией китайского правительства. Считая позицию китайского правительства неприемлемой, они продолжают настойчиво призывать его к участию в предметном диалоге с нами по проблемам, изложенным в Меморандуме. Так, после встречи между Его Святейшеством Далай-ламой и президентом Обамой 18 февраля 2010 года Белый дом выступил с заявлением, в котором говорится: «Президент одобрил подход «Срединного пути» Далай-ламы, его приверженность ненасилию и стремление к диалогу с китайским правительством». Широкие последствия нерешенного тибетского вопроса Решение тибетского вопроса касается не только прав тибетского народа. От него зависит будущее тибетской буддийской культуры, которая оказывает воздействие не только на тибетский народ, но и на международное сообщество. Тибетская буддийская культура исповедует принцип сострадания, в котором так нуждаются Тибет, Китай и весь регион в целом. Когда мы говорим о тибетской буддийской культуре, мы имеем в виду не только религиозные аспекты тибетского буддизма. Китай стремится стать супердержавой, но этого статуса невозможно добиться только благодаря военной или экономической силе. Важным условием для этого является моральный авторитет, который поможет завоевать тибетская буддийская культура. С геополитической точки зрения решение тибетского вопроса станет положительным фактором не только для взаимоотношений таких развивающихся мировых держав как Индия и Китай, но и для всего региона в целом. Здесь я согласен с министром иностранных дел Сингапура Джорджем Ео, который написал: «Тибет является частью более широкой драмы, разыгрывающейся в Азии, которая изменит мир». Очевидно, что по геополитическим, стратегическим и экологическим причинам ситуация в Тибете окажет глубокое воздействие на меняющийся политический ландшафт Азии. С точки зрения окружающей среды Тибетское нагорье играет важную роль, ученые даже называют его третьим полюсом. В Тибете берут начало многие крупнейшие реки Азии. А потому воздействие на окружающую среду Тибета повлечет за собой глобальные последствия. Есть и другая сторона тибетского вопроса, напрямую касающаяся самих китайцев. Сегодня все больше китайцев осведомлены о тибетском вопросе. Особенно это заметно в интеллектуальных кругах и среди молодежи. Многие из них отважно призвали к более прагматичному подходу в отношении тибетского вопроса, они видят в Его Святейшестве Далай-ламе ключевой фактор, способный помочь разрешению проблемы Тибета. Они осознали, что отношение китайского правительства к тибетскому вопросу напрямую касается будущего самого Китая, его стабильности и международного авторитета в том числе. Некоторые сложные проблемы У меня нет оснований ставить под сомнение многократно повторенное китайским правительством утверждение, что «двери для диалога и переговоров открыты». В то же время я не могу не задаваться вопросом об искренности и серьезности их намерения довести идущий процесс до реального и конструктивного завершения. Складывается впечатление, что часть руководства в Пекине по-прежнему питает иллюзию, что решить проблему Тибета можно одними экономическими средствами, и что международный экономический и политический авторитет Китая дает им право занимать авторитарную позицию, как во внутренних, так и в международных вопросах. Они также продолжают обольщаться тем, что тибетская проблема перестанет стоять перед ними с уходом Его Святейшества Далай-ламы, и верят в то, что из-за его преклонного возраста эта проблема утратит свою остроту. Китайское руководство больше всего озабочено легитимностью своей власти в Тибете. Они знают, что только один человек, Далай-лама, обладает способностью и полномочиями придать их власти легитимность. Его Святейшество знает о том, что для Китая это очень чувствительный вопрос. По этой причине мы прямо сказали китайскому руководству, и Его Святейшество публично об этом заявил, что как только будет достигнуто соглашение об автономии, он готов поддержать его своим моральным авторитетом и подтвердить его легитимность, чтобы получить поддержку тибетского народа и обеспечить его надлежащее претворение в жизнь. Китайское правительство также неоднократно упоминало о своем желании, чтобы все уважали такие принципиальные вопросы как суверенитет и территориальная независимость КНР. Из моего выступления видно, что мы уважаем эти принципы. В то же время, у нас также есть принципиальные вопросы, а именно сохранение и развитие национальной самобытности тибетского народа. Китайское правительство должно признавать и уважать это законное право тибетского народа и работать с нами соответственно. Тибетский вопрос должен быть решен между тибетцами и китайцами. Китайское правительство не хочет участия третьей стороны, но и мы тоже считаем, что правильно будет искать решения через переговоры с китайским правительством. Одновременно тибетский вопрос имеет и международное значение, поскольку его решение напрямую влияет на мир и стабильность в Азии. Для тех, кто изучает тибетско-китайский конфликт, важно ясно понимать и принимать во внимание разногласия между фундаментальными позициями обеих сторон. Некоторые эксперты, судя по всему, этого не понимают. Дальнейшие шаги Мы не видим причин, по которым было бы невозможно достичь взаимопонимания по проблеме Тибета, если у китайского руководства есть искреннее желание и политическая воля сдвинуть дело с мертвой точки. Мы уверены, что это можно сделать, не переписывая историю Тибета. Поскольку если мы пойдем по пути переписывания истории Тибета, это не только еще больше усложнит уже существующие конфликты во взаимоотношениях Китая с другими странами, но и породит новые. Кроме того, китайскому руководству нужно взвесить, стоит ли ему делать заявления, основываясь на своем имперском прошлом, и подумать о международных последствиях и возможных отголосках таких заявлений, если оно решит их продолжить. Сегодняшние лидеры Китая тоже говорят о создании гармоничного общества. Мы, конечно же, поддерживаем его в этом стремлении, поскольку верим, что это напрямую повлияет на политику Китая в отношении тибетского народа. Тем не менее, очевидно, что гармоничное общество невозможно без равенства всех национальностей. Тибетцы, особенно те, кто живет в Тибете, в реальности продолжают сталкиваться с вопиющим неравенством на всех уровнях. Известные тибетские лидеры, включая покойного Панчен-ламу, неоднократно выражали свою озабоченность этой проблемой, говоря, что любым разговорам о единстве, должно предшествовать создание равенства. Его Святейшество Далай-лама придерживается прогрессивного подхода и продемонстрировал готовность к любым инициативам в интересах тибетского народа, которые будут способствовать гармонии и стабильности в КНР, и установлению мира во всем регионе. Его Святейшество верен своему обязательству работать с китайским правительством во имя сохранения национальной самобытности тибетского народа, восстановления его чести и достоинства, а также обеспечения стабильности и единства в Китайской народной республике. Еще раз благодарю за возможность поделиться моими мыслями в стенах этого престижного института. Официальный сайт Тибетской центральной администрации Перевод Натальи Иноземцевой Смотрите также: Меморандум о подлинной автономии для тибетского народа Страсбургское предложение План мира по Тибету из пяти пунктов Просмотров: 3607 | Тэги: Тибет, Тибет в мире
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |