Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Военные против монахов: первые итоги1 октября 2007 | Версия для печати
В ходе разгона акций протеста в Янгоне, самом крупном городе Мьянмы, 27 сентября были убиты девять человек, в том числе один японский журналист. По сообщению государственного телевидения, 11 манифестантов и 31 солдат получили ранения.
Живущий в Таиланде генеральный секретарь Национального совета Бирманского союза Маунг Маунг сообщил, что в городскую больницу Янгона поступили четыре раненых монаха и пятый умер от пуль. Ким Маунг Вин (Khim Maung Win), представитель Democratic Voice of Burma, базирующейся в Норвегии организации оппозиционной прессы, заявил Associated Press, что убиты восемь человек – пять монахов и трое гражданских лиц. По сообщению EuroNews, военное руководство Мьянмы, бывшей Бирмы, выступило вечером 27 сентября с заявлением о том, что военнослужащие будут и впредь без колебаний открывать огонь на поражение по участникам антиправительственных выступлений, если это потребуется. Днем военнослужащие уже несколько раз прибегли к использованию оружия на улицах бывшей столицы страны Янгона. Ночью, как сообщает Reuters, в Янгоне, где действует комендантский час, время от времени были слышны звуки выстрелов. Начиная с раннего утра 27 сентября, а затем в течение всего дня монастыри подверглись налетам, многие монахи были задержаны; один убит, сотни избиты солдатами. В некоторых монастырях остались только самые старые и больные монахи. "По утверждениям военных, именно они хранят и защищают буддизм в стране, однако теперь они убивают монахов», - заявила газете International Herald Tribune Аун Зав (Aung Zaw), редактор выходящего в Таиланде журнала «The Irrawaddy». Военные Портреты стоящего во главе хунты 74-летнего генерала Тан Шве (Than Shwe) постоянно появляются на первых полосах контролируемых правительством газет. На главной площади новой столицы страны Найпьидау установлены три огромные статуи королей из династии Паган (правившей в 849–1287 годах), заставляющие предполагать, как это сделала газета Новые Известия, что «у генерала Тан Шве действительно далеко идущие планы» - вплоть до провозглашения себя королем. В жесткой системе иерархии Мьянмы 74-летний генерал является беспрекословным лидером, отмечает британская Guardian. В октябре 2004 года премьер-министр страны генерал Кхин Ньюнт (Khin Nyunt), одновременно возглавлявший ведомство военной разведки, был смещен им со своего поста и отправлен под домашний арест - за излишний «прагматизм» в обращении с активистами движения в поддержку демократии. Однако заместитель генерала Шве – 69-летний генерал Маун Айе (Maung Aye) выглядит еще более суровым. Он сделал себе имя на волне террора против этнических меньшинств и коммунистов. В последние годы генерал Шве занимался воспитанием генерала Шве Манна, стоящего на третьей ступеньке власти. Примечательно, что премьер-министр генерал-лейтенант Со Вин (Soe Win) помещен ввиду неизлечимой болезни в больницу Сингапура. Армия может призвать 500 тысяч человек; в соответствии с официальной политикой только военные могут сплотить народ и поднять экономику страны. Хунта возлагает ответственность за бедственное состояние страны на экономические санкции и иностранное вмешательство, обеспечивающее деятельность оппозиции, включая нынешние демонстрации. «Исходя из уроков истории, следует с определенностью сказать, что могущественные государства, желающие распространить свое влияние на нашу страну, предпримут все попытки различными способами подорвать национальное единство», - так изложил генерал Шве свой взгляд на внешний мир в марте, когда отмечался национальный праздник. Он призвал, цитирует International Herald Tribune, «рука об руку всем народом обрушиться на угрозы, создаваемые внутренними и внешними деструктивными элементами, причиняющие ущерб стабильности и развитию государства». Однако личное богатство генерала Шве получило в 2006 году нежелательную рекламу: внутри и вне страны распространялась потрясающая видеозапись свадьбы его дочери; ее можно посмотреть на YouTube. На картинке невеста Тандар Шве (Thandar Shwe) надела на себя десятки бриллиантов размером с добрую конфету и дизайнерское платье. Стоимость ее свадебных подарков составила $50 млн – в стране, где годовой доход на человека составляет $200. Монахи То, что именно монашеская община, или сангха, стала своеобразной «точкой сборки» для протестов, является очень значительным, считает профессор по исследованиям Южной и Юго-Восточной Азии в университете Беркли штата Калифорния Пенелопа Эдвардс (Penelope Edwards). «Бирма обладает действительно сильной традицией медитации и практики, а бирманцы очень серьезно относятся к своему буддизму», - цитирует мнение эксперта USINFO. Значение, которое придается здесь буддизму, таково, что военные правители учредили собственный религиозный совет, названный Сангха Наяка, и попытались укрепить свою легитимность, представляя себя в образе людей, всецело занятых щедрыми пожертвованиями религиозным учреждениям. В буддийской практике награда приходит в следующей жизни, за счет накопления заслуг именно в ней станет лучше, будет обретено более высокое общественное положение и статус. Хунта стала спекулировать «духовной валютой буддизма», отмечает Эдвардс: «нынешнее правительство в течение последних 17 лет тратило уйму времени, стараясь представить себя ‘творцами заслуг’, инвестируя большие средства в строительство пагод и храмов». Нынешняя волна антиправительственных демонстраций началась после того, как 15 августа военная хунта удвоила цены на бензин и дизельное топливо. Цена на сжатый газ, который используется в автобусах, возросла в пять раз; некоторые люди не могут теперь даже добраться до работы. Буддийские монахи, которых насчитывается около миллиона, поскольку в бирманском обществе принято в течение жизни хотя бы на неделю отказаться от мирских устремлений и пожить в монастыре, также приняли участие в выступлениях протеста. 5 сентября в Пакокку, чтобы разогнать демонстрацию, в которой примерно 400 монахов скандировали буддийские молитвы и несли плакаты против повышения цен на топливо, сотрудники вооруженной полиции произвели выстрелы в воздух. На следующий день, когда чиновники сил безопасности прибыли в буддийский монастырь, молодые монахи заперли их и подожгли четыре машины. Готовя общественное мнение к вооруженному подавлению демонстраций протеста, глава государственной буддийской организации заявил официальной газете «Новый свет Мьянмы», что молодые монахи «подчинились группе деструктивных элементов внутри и вне [сангхи] с целью нарушения закона». Эта же газета привела заявление министра по делам религии бригадного генерала Тура Минт Маунга, что монахи устроили беспорядки в городах Мандалай, Хинтхада (Hinthada) и Монива (Monywa), а также в 7 из 14 штатов и дивизионов. Oднако роль, которую буддийские монахи играют в длящемся de facto уже месяц массовом протесте против военного руководства страны, хорошо знакома им по предыдущим выступлениям против хунты, а также против колониальных властей в 1920-е годы. В популярном варианте истории Бирмы хорошо известен буддийский монах У Оттама (U Ottama), создавший отряд сопротивления колониальному правлению. Примерно в то же время жертвой колониальных властей стал монах У Виссара (U Vissara), заключенный колониальными властями в тюрьму и либо скончавшийся в результате голодовки, либо повешенный охранниками. И еще до начала последних выступлений протеста среди 1300 политзаключенных, насчитывающихся в стране, было 90 монахов, приговоренных за участие в акциях протеста в прошлые годы. Одним из важнейших аспектов протеста монахов против военного правительства стал бойкот подаяний (пожертвования, которые мирские люди дают живущим на них монахам) от правителей и членов их семей, символом которого стали перевернутые чашки. Это жест с перевернутой чашкой для подаяний, известный как pattam nikkujana kamma, стал «очень значимым», поскольку демонстрирует отрицание заслуг правительства Мьянмы. «Он отвергает легитимность правительства - это такое предельное и в каком-то смысле единственное оружие или рычаг воздействия на правительство, имеющийся у монахов. На самом деле предельная санкция», - отмечает Эдвардс. Результатом бойкота подаяний стала не только серьезная «потеря лица» для членов правительства, но отказ на проведение похоронных и свадебных обрядов для солдат и их родственников. Более 85% населения страны составляют последователи буддизма, причем наиболее преданными из них являются бедняки, поскольку лишь монастыри обеспечивают школьное образование в сельских районах, а также оказывают помощь нуждающимся в приобретении лекарств и еды. В своем заявлении по поводу протестов от 22 сентября организация, известная как Всебирманский монашеский альянс, заявила, что хунта стала «жестоким деспотизмом военных, грабя и доводя до обнищания все слои нашего народа, в том числе служителей религии, стала общим врагом всех наших сограждан». Альянс призвал к изгнанию хунты «с бирманской земли навеки». Давление Хунта, подвергшаяся мощному давлению международного сообщества, объявила, что допустит в страну специального посланника генерального секретаря ООН Ибрагима Гамбари. Как сообщает ВВС, одна из немногих международных организаций, в которых состоит Мьянма, Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН) выразила свое "отвращение" политикой режима, а комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур предупредила военных лидеров, что за свои действия они могут быть привлечены к ответственности. Япония намерена выразить протест правительству Мьянмы в связи с гибелью своего журналиста; по данным NY Daily News, 50-летний Кендзи Нагаи освещал события для японского агентства видеоновостей APF News. США потребовали от хунты Мьянмы заявить о немедленном прекращении насильственного подавления протестов. Официальный представитель МИД КНР Цзян Юй 27 сентября второй раз за неделю выступила по проблеме Мьянмы, заявив, что Китай надеется на «надлежащее решение возникших в настоящее время проблем во имя избежания дальнейшего осложнения, разрастания сложившейся ситуации и оказания негативного влияния на поддержание мира и стабильности в Мьянме и в регионе в целом». Протесты городского населения и буддийских монахов не смогли остановить даже введение комендантского часа и угрозы применения силы. Столкновения с вооруженной полицией, происшедшие 27 сентября в Янгоне и других местах, избиение и убийство монахов, вызывают тревогу и гнев в обществе – как внутри страны, так и за ее пределами. Для многих бирманцев оправдались предсказания о насилии в день, связанный с имеющим здесь мощное астрологическое значение числом 9: 27-й день 9 месяца 2007 года. Бессмысленные траты лидеров хунты на закрепление своей исторической и религиозной значимости, заметные на фоне обеднения большей части населения страны, мобилизовали монахов и монахинь на крупнейшие выступления протеста против хунты за последние 20 лет. Информация о них поступает из страны, где нет иностранных корреспондентов, а власти блокируют вебсайты и преследуют распространителей независимой информации, лишь благодаря интернету и мобильной связи. По материалам непрофессиональных репортеров трудно составить общую картину выступлений протеста, но можно без преувеличений констатировать, что воздействие этих событий на власти и общество уже стало революционным. Валерий Никольский Просмотров: 2732 | Тэги: Валерий Никольский
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |