Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Китайская модернизация: угроза или благо для Тибета?10 марта 2011 | Версия для печати
Март – необычный месяц для тибетского народа. На март приходится сразу несколько важных дат: в некоторые годы – Лосар (Новый год), годовщина Народного восстания 1959 г. (10 марта) и недавно введенный День освобождения от логики или, как его называет КПК, "День освобождения от крепостного рабства", "освобождения крепостных" и т.п. (28 марта).
Китайские коммунисты всегда были озабочены тем, чтобы не допустить восстановление этого самого "рабства", которым они обозначают феодально-теократический строй независимого Тибета, вполне устраивавший его народ. Долгая народная война в недавнем прошлом и постоянные волнения в настоящем – это не "происки из-за рубежа", а нежелание тибетцев становиться китайцами. Именно в религии и традиционном образе жизни опора тибетской национальной идентичности. Это всегда понимали лидеры КПК. Мао Цзэдун стремился разрушить все это "в лоб" (как и традиционную китайскую культуру). Классический маоизм привел КНР на грань краха (правда, этот урок не пошел впрок тем народам, среди которых набирают силу маоистские движения). Спасли КНР бизнес с западными империалистами и рыночная экономика. Тибетцам же разрешили восстанавливать свою культуру. Компартия решила действовать аккуратнее: не отказываясь от атеистической идеологии, на тот период, пока не изжиты религии, использовать их для своих целей. Тибетцы же хотят восстановления своих традиций, а не их эрзаца. Поэтому КПК все чаще возвращается к методам Мао Цзэдуна. В последние годы китайские СМИ сообщают в основном об экономике Тибета, а о восстановлении культуры и традиций узнать можно мало что. Разгром традиционной тибетской культуры при Мао замалчивается, а то немногое, что сообщают о ее восстановлении, касается крупных исторических памятников и секулярной культуры. Говорить о дальнейшем восстановлении религии не приходится. Из 6259 монастырей, которые были разгромлены при Мао, восстановлено и заново построено, по доступным данным, 3235; дальнейшее восстановление, фактически, остановлено (1). Возрождение религии населением встречает бюрократические препоны. Государством восстанавливаются лишь крупные монастыри, в основном из расчета на туризм. Обычная же застройка ведется вразрез с тибетскими традициями. Возможно, власти считают, что довольно безвкусная модерновая архитектура в Тибете способствует привлечению туристов. Читатели сами могут оценить ее – не только по отзывам приезжих, но и по фотографиям, например, современной Лхасы из стекла и бетона. В свободном Тибете духовенство составляло 592558 чел. Вследствие репрессий и реформ оккупантов его почти не осталось. Но стоило ослабить диктат – и многие тибетцы пошли в монахи. К 2000-м гг. численность духовенства достигла около 120 тыс., из них 46 тыс. в Тибетском автономном районе (ТАР) (2). В отличие от коммунистов, тибетский народ не считает монахов паразитами и поддерживает их. Но КПК видит в них опасность для своего господства над умами. Поэтому принимает меры против роста численности духовенства: поступление в монастыри жестко регламентировано, по монастырям проводятся рейды с высылкой "незаконных" монахов, разъезжают "рабочие бригады", которые занимаются промыванием мозгов и пытаются оболванивать монахов, внушая им фальсифицированный взгляд на историю и международное положение. Однако главной целью остается "клика Далая", которую руководство КПК ассоциирует с независимостью Тибета и не жалеет сил и средств на борьбу. В последние десятилетия в КНР действует бюрократическая система выявления перерожденцев в тибетском буддизме. Она направлена на контроль будущего перерождения Далай-ламы, а также других высоких лам. Эта система – профанация религии и карикатура на ту систему, что была в маньчжурской империи Цин. Это отлично понимают тибетцы – как показывает опыт с новым, десятым Панчен-ламой. Он был похищен и увезен неизвестно куда после того, как его выявил Далай-лама согласно традиции. Взамен КПК назначила своего человека (1). Занятное интервью с последним опубликовало РИА Новости 21 ноября прошлого года (3). Там есть интересный пассаж: этот "Панчен-лама" готов посетить Россию, "если российские друзья будут его приветствовать". Может быть, после отказов в визе Далай-ламе, зондируется почва для его "замены" в качестве лидера буддистов России назначенцем КПК? После демонстраций тибетцев в 2008 г. были приняты беспрецедентные меры внутри Тибета. Не буду останавливаться на них. Об этом достаточно пишут и на этом сайте, и на других. Подавление народного недовольства усилилось в последние годы и совпало (случайно ли?) с приходом к власти в Непале целого букета компартий, среди которых доминируют маоисты. К сожалению, подтверждается мой прогноз (1): теперь тибето-непальская граница перекрывается все плотнее, а в самом Непале под диктовку Пекина власти усиливают репрессии против тибетских беженцев (см., например, 4). Запреты и репрессии – это одна сторона медали. Другая – беспрецедентное экономическое развитие ТАР. На этом я тоже не буду останавливаться: все это подробно сообщают китайские СМИ, в том числе в русскоязычном сегменте Интернета (например, 5, 6, 7, 8). Казалось бы, это можно приветствовать. Но насколько это надо самим тибетцам? Модернизация ТАР идет в "одном флаконе" с китаизацией региона. Тибет, до оккупации имевший самодостаточную экономику, все больше зависит от Китая. Тибетцы вовлекаются в китайское образование, производство, бизнес. Новая среда обитания, напоминающая китайскую провинцию, способствует формированию соответствующего мировосприятия. Это еще один шаг к десакрализации Тибета, начало которой положил Мао Цзэдун. Появились сообщения о планах маргинализации тибетского языка (9). Стоит вспомнить, что заменить его китайским пытались опять же при Мао Цзэдуне. Ликвидируются кочевые традиции – кочевников переводят в оседлость. Под предлогом защиты окружающей среды пастбища огораживают, что ухудшает условия выпаса скота (например, 10). Из той же области и дорогостоящие планы навязывания тибетцам "красной культуры"(11). Она призвана внушить населению, что китайская оккупация была освобождением. Кроме того, модернизация по-китайски означает примат материального над духовным, построение "среднезажиточного общества" на руинах тибетской традиции. Все это создает угрозу замещения тибетской культуры на ту, которая ассоциируется с этой модернизацией. Что это за новая культура? Это культура, нового Китая. Она построена на ханьской традиции, измененной коммунизмом, хотя и вобрала в себя отдельные элементы культур "национальных меньшинств". С этнической точки зрения ТАР – все еще уникальное место в КНР: быстрая колонизация высокогорий ханьцами не происходит в связи с их физиологическими особенностями, а также с историческими причинами (см. обзор: 1). Потому и тибетцев там, по официальным данным, более 90% (конечно, если не считать китайских торговцев, временных рабочих, армию и т.п.). Зато расположенные не в высокогорье тибетские земли, включенные в китайские провинции, успешно китаизируются – примерно как Внутренняя Монголия и Маньчжурия. Во времена Мао это происходило быстро и целенаправленно. В итоге на своих землях в пределах КНР монголов осталось всего 18%, маньчжуров около 7%, а тибетцев в провинциях вне ТАР – 0,3 – 22%. Сейчас эти "нацменьшинства" с интересом наблюдают за строительством огромных ханьских городов, промышленности и инфраструктуры на их родной земле, и все меньше используют свой язык (а маньчжуры в основном забыли его). Напомню, что колонизации Внутренней Монголии и Маньчжурии предшествовало их долгое существование как частей империи Цин, в которые миграция китайцев запрещалась. Ограничивалась и миграция китайцев в Тибет, который тогда был государством, зависимым от этой империи. Ограничения были оформлены законодательно и казались нерушимыми, хотя нелегальная миграция была. И все-таки еще в XIX в. Маньчжурия, Монголия и Тибет были населены разреженно, китайцев там было мало. Зато вдоль границ росло китайское население и хозяйство. Но в этом мире нет ничего нерушимого. Перед крахом империи Цин ограничения были отменены. С конца XIX в. пошла быстрая колонизация китайцами Маньчжурии, с начала ХХ – Внутренней Монголии и части тибетских земель. Приходит на ум современная ситуация с государством Монголия и российским Дальним Востоком... Такую мысль хочется отбросить: ведь с КНР у России и Монголии заключены нерушимые договоры. Руководство КНР не только пока подтверждает приверженность договорам, но и тратит миллиарды долларов на продвижение политики "мягкой силы", пропаганду положительного имиджа КНР: работу во всем мире Институтов Конфуция, круглосуточного англоязычного канала новостей China Network Corp, более 50 представительств за границей Гостелевидения Китая CCTV (с каналами для англо-, франко- и испаноязычных аудиторий), China Radio International, Интернет-ресурсы на разных языках, фестивали, выставки и т.д. (12). Можно увидеть работу над положительным имиджем Мао Цзэдуна (например, 13). Или мировое турне китайских тибетологов с рассказами "о бурном развитии этого китайского АР и счастливой жизни местного населения" (14) и непременными заклинаниями типа: "во внешнеполитическом ведомстве Канады подтвердили, что Тибет является неотъемлемой частью Китая" (15). Можно послушать в Кремлевском дворце съездов в Москве маоистскую песню "Реет красное знамя" в модерновой аранжировке (в прайм-тайм 24 ноября 2010 по телеканалу "Культура") на церемонии закрытия "Года китайского языка в России". Этим, по-видимому, заменили визит Далай-ламы, в очередной раз отказав ему в визе по указаниям из Пекина. Можно увидеть творчество любителей КПК и "борцов" с США (например, 16, 17), предпочитающих закрывать глаза на то, что без западных инвестиций, рынков сбыта и глобализации на американский манер не было бы "китайского чуда". Примеры можно продолжать. Все они согласуются с тем, что международное сотрудничество КНР не бывает чисто экономическим. Ученые Университета Гёттингена (Германия) провели исследование реакции Китая на официальные приемы Далай-ламы и выяснили, что каждый такой прием в любой стране снижает экспорт товаров этой страны в Китай в среднем на 8,1%. Этот "эффект Далай-ламы", однако, стал явным только во время правления Ху Цзиньтао, который встал во главе КПК с 2002 г. При этом экономисты из Гёттингена установили, что встречи Далай-ламы с политиками такого уровня, как министры, спикеры парламентов или лидеры оппозиций не имели негативного эффекта (18). Можно ждать еще большей политизации экономических связей КНР по мере усиления этой страны. Это часть той самой "китайской специфики", которая чем-то напоминает старую конфуцианскую модель. Ту самую, по которой Китай – главное государство в мире, а его император должен этим миром править (подробнее см. 1). Согласно этой модели, китайцев объединяет не столько этническое, сколько культурно-политическое единство (хотя на практике в этом и главная причина сложения единого ханьского народа). "Варвары" – представители прочих народов – должны измениться, т.е. принять китайскую модель. Одни раньше, другие позже. "Мягкая сила" при этом, конечно, предпочтительнее оружия. Так, избегая поспешности, путем "изменения варваров", переселения китайцев и ассимиляции Китай расширялся в течение веков. Конечно, Китай сейчас другой, и эта концепция там официально не провозглашается. Но с ней согласуются и "социализм с китайской спецификой", и политика "мягкой силы" за границей. Вписывается в нее и модернизация Тибета, которая должна привести к замене тибетской культуры на китайскую в ее коммунистическом варианте. Тибет станет Китаем, если тибетский народ воспримет эту чуждую ему культуру как свою собственную. (1) Кузьмин С.Л. 2010. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. СПб: изд. А. Терентьева. (2) Shakya Ts. Tibetan questions. – http://www.newleftreview.org/?page= article&view= 2720; http://newleftreview.org/?getpdf=NLR28501&pdflang=en. (3) Панчен-лама: российским буддистам стоит чаще приезжать в Тибет. – http://www.rian.ru/interview/20101121/298441915.html. (4) Никольский В. Лидеры тибетского сообщества Тайваня подтвердили разоблачения WikiLeaks о выдаче беженцев из Непала. – http://savetibet.ru/2010/12/26/nepal.html. (5) В январе этого года объем экспорта и импорта Тибета превысил 87 млн долл США. – http://russian.people.com.cn/31518/7304715.html. (6) В предстоящие пять лет число нуждающихся в Лхасе Тибета будет сокращено на 50 тыс человек. – http://russian.people.com.cn/31516/7301968.html. (7) В 12-й пятилетке протяженность автодорог в Тибете достигнет 70 тыс км. – http://russian.people.com.cn/31518/7281055.html. (8) В 2006-2010 гг. среднегодовой рост валового районного продукта Тибета составил 12,4 проц. – http://russian.people.com.cn/31518/7256084.html. (9) Китай вводит двуязычное обучение в дошкольных заведениях Тибета. – http://savetibet.ru/2010/12/05/bilingual_policy.html. (10) Тибетцы в Тибете ждут возвращения Далай-ламы. – http://savetibet.ru/2010/12/19/tibetans_yearn_for_dalalama_return.html. (11) Никольский В. Китайские власти расходуют огромные средства на продвижение в Тибете "красной культуры". – http://savetibet.ru/2011/02/04/tibet.html. (12) Корр Ф. де. Цели мягкой политики Китая неясны. – http://rus.postimees.ee/?id=398993. (13) В Пекине продают золотую фигуру Мао Цзэдуна. – http://www.izvestia.ru/news/news262413. (14) ("Неделя тибетской культуры" открыла для Испании окно в этот китайский автономный район. – http://russian.people.com.cn/31520/7213250.html. (15) Визит делегации китайских тибетоведов в Оттаву. – http://russian.people.com.cn/31520/7135908.html. (16) Анучкин-Тимофеев А. Американские агенты стремятся рассорить Россию и Китай. – http://kprf.ru/international/82062.html. (17) Ющенко А.А. Достижения КПК имеют огромное морально-политическое значение. – http://www.kprf.perm.ru/index.php?m=single&id=4023. (18) Эффект Далай-ламы, или торговля становится оружием политиков. – http://www.epochtimes.ru/content/view/45365/4/. С.Л. Кузьмин На фото: cовременные кварталы "таинственной Лхасы" Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |