Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Что думают о домашних питомцах тибетцы

24 марта 2019 | Версия для печати
| Еще
Что думают о домашних питомцах тибетцыИстория, которая подвигла меня на написание этой статьи и о которой я хочу вкратце рассказать, принадлежит к категории тех событий, на которые сразу не обращаешь особого внимания, но которые по какой-то причине крепко-накрепко врезаются в глубины памяти, а при удобном стечении обстоятельств обязательно всплывают на её поверхности в каком-нибудь задушевном разговоре через много-много лет.

С момента описываемых событий прошло без малого двенадцать лет. Я только что впервые приехал в Дхарамсалу для обучения тибетскому языку в Библиотеке тибетских трудов и архивов и, остановившись в гостинице в центральной части Маклеод Ганджа (верхней Дхарамсалы), отправился вниз, в район, который называется Ган-ки, чтобы устроиться на соответствующие курсы. Благополучно уладив все свои дела в библиотеке, я медленно возвращался обратно и кое-как взбирался по крутому подъёму напротив небезызвестного многим российским буддистам Тактен-хауса. Измождённый жарой и с непривычки уставший от подъёма, я кое-как вполз в черту города и присел за выносной столик в первом же попавшемся на глаза тибетском кафе. Сейчас я уже не помню ни названия этого кафе, ни имени обслуживавшего меня хозяина. Но встреча с ним в тот раз мне сильно помогла, поскольку этот тибетец сдал мне в наём комнату, и целый месяц я ходил на занятия, имея возможность сократить свой ежедневный путь как минимум на четверть, что в условиях горного рельефа можно считать немалым послаблением.

Я исправно посещал занятия, дополнительно занимался с частным репетитором и при каждом удобном случае заходил в кафешку, чтобы пообщаться с её хозяином. Не могу сказать, что он мне сильно нравился, просто для практики мне нужно было общаться с тибетцами, а большинство из них неохотно разговаривает с иностранцами на тибетском, особенно с такими начинающими как я. Более того, временами я испытывал к этому человеку неприязнь, поскольку он мог как следует приложиться к бутылке и потом причинять неудобства работавшей вместе с ним жене и ставить её в неловкое положение перед посетителями, прилюдно выясняя с ней отношения. Но большую часть времени это был обычный тибетец средних лет со спокойным характером, с которым было интересно поговорить о тибетской культуре, верованиях, традициях и т.д.

При кафешке жил беспородный пёс небольшого роста, плотного телосложения, округлой формы, с длинной шерстью чёрно-белого пятнистого окраса, с независимым и не очень приветливым характером. В Индии при подобных заведениях, точнее рядом с ними, живёт много бродячих животных, но всех их отличает жалкий вид, пугливый характер и трусливое поведение, поскольку индийцы почему-то не очень их жалуют. Однако этот пёс жил при тибетском кафе, вёл себя очень уверенно и вальяжно, по-хозяйски, но при этом беспрекословно слушался владельца. Во время одной из бесед я спросил хозяина о его судьбе.

Выяснилось, что он тоже был бродягой, но однажды ему не посчастливилось попасть под колёса тяжёлого мотоцикла. Не посчастливилось с одной стороны, но посчастливилось с другой. Под колёса он попал рядом с тибетским кафе, хозяин которого бросил все дела, вскочил на свой мотоцикл и отвёз его в ветеринарную клинику. Собаке сделали операцию, и она выжила. А через пару недель наш тибетец забрал её к себе. Но на этом злоключения пса не закончились – через какое-то время он попал под машину. Так уж вышло, что кафе наше расположено в очень опасном месте на узкой улочке в середине крутого спуска на повороте. Снова клиника и снова операция, только на этот раз всё было серьёзнее, поскольку у собаки были переломаны почти все кости. Но псу повезло и на этот раз, хоть он и стал менее подвижным. Злоключения отразились и на его характере – он стал более флегматичным и отрешённым.

Узнав эту информацию, я стал относиться к псу немного по-другому, хотя практически и не обращал на него своё внимание. А через месяц я нашёл себе более удобно расположенное жильё в одном из монастырей и перестал появлялся в той части города. Снова я зашёл в кафе приблизительно месяца через четыре. Мы, как старые знакомые, задушевно пообщались с хозяином, он порадовался моим успехам в овладении языком, а я, в благодарность, выпил изрядное количество чашек чая. И только к концу нашего разговора, я заметил отсутствие пса. Тибетец стал немного серьёзнее, но практически без всякого сожаления или горечи сказал, что пёс снова попал под машину, и спасти его не удалось. Я уже приготовился было выразить своё соболезнование, но выяснилось, что тибетец в нём абсолютно не нуждался. И, как бы почувствовав мой немой упрёк в равнодушии, он стал объяснять: «Мы, тибетцы, считаем, что собаки в следующей жизни перерождаются людьми. Они как бы учатся у нас, как быть людьми, чтобы стать ими в следующей жизни. Скажем, если умирает человек, неизвестно какая его ждёт участь – рождение в благих уделах и плохих. С домашними же питомцами с этой точки зрения всё ясно. Поэтому я даже рад за него. Мы сделали всё от нас зависящее и несколько раз спасали его жизнь, но в последний раз у него были такие ужасные травмы, что продолжать его бессмысленные мучения, зная, что после перерождения, его ожидает лучшая доля, было бы преступлением. И наши личные эмоции и привязанности не должны затмевать осознание этого».

Не помню, ответил я тогда ему что-то или нет. Я искренне любил (и люблю) собак, и наверно где-то в глубине души всегда во что-то подобное верил или, может быть, хотел верить. Поэтому эта информация хотя и стала для меня открытием, но не была шокирующей. Однако она укрепила меня в моей вере, в моей любви к животным и в моём желании при каждом удобном случае уделять им внимание, общаться с ними на равных, укреплять их в стремлении стать человеком, поскольку именно это желание, как я теперь понимаю, а не лёгкий способ добычи пропитания, тянет наших питомцев к нам.

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Как это соотносится с буддийскими воззрениями?


В следующий раз я вернулся к обдумыванию этой темы уже изучая «Свод общих положений [буддийской философии]» дю-ра (тиб. bsdus grwa) в подразделении Института буддийской диалектики в тибетском колледже в Сара. Чтобы понять логику дальнейших рассуждений, читателю придётся набраться терпения и немного ознакомиться с теорией, которая в тексте выделена серым. При желании её можно пропустить.

Итак, в высшем изложении категории причин и плодов (тиб. rgyu ‘bras che ba’i rnam gzhag) приведены три плода, связанные с кармой живых существ: созревший плод (тиб. rnam smin gyi ‘bras bu); плод, соответствующий своей причине (тиб. rgyu mthun gyi ‘bras bu), и плод, определяющий контроль внешних явлений (тиб. bdag po’i ‘bras bu). Первый из них – созревший плод – определяет удел в котором мы неуправляемо с нашей стороны рождаемся. Принято считать, что тяжёлые недобродетельные поступки ведут к перерождению в адах, проступки средней тяжести ведут к перерождению голодными духами, а лёгкая недобродетель – к рождению в мире животных. Сильная, но загрязнённая добродетель ведёт к рождению дэвами в райских обителях, средняя – асурами в полурайских обителях, и слабая – людьми. Кроме того, считается, что вероятность рождения в разных уделах предопределяется доминирующими состояниями ума предыдущего рождения: склонность к проявлению гнева – основная причина рождения в адах, скупость и жадность – голодным духом, отупение и невежество – животным, страсть – человеком, зависть – асуром, гордыня – дэвом.

Второй из плодов – плод, соответствующий своей причине (тиб. rgyu mthun gyi ‘bras bu) выступающий в паре с «причиной схожей участи» или «конгруэнтной причиной» (тиб. skal mnyam gyi rgyu) – определяет то, как живое существо проводит свою жизнь, родившись в конкретном уделе. Он, в свою очередь, делится на две разновидности: плод, соответствующий своей причине в плане испытываемого опыта (тиб. myong ba rgyu mthun gyi ‘bras bu) и плод, соответствующий своей причине в плане [желания] деяний (тиб. byed pa rgyu mthun gyi ‘bras bu).

Для плода, соответствующего своей причине в плане испытываемого опыта, в качестве негативного примера приводится существо, родившееся по своей совокупной карме в качестве созревшего плода (тиб. rnam smin gyi ‘bras bu) человеком, но при этом совершавшее в прошлых жизнях недобродетельные поступки. При совершении в прошлом убийств, в этом рождении несмотря на человеческое воплощение его ожидает короткая и подверженная различным заболеваниям жизнь; в случае воровства – постоянная нужда; при совершении адюльтера – раздоры в семье; в случае обмана – будет подвергаться клевете; клевета ведёт к отсутствию друзей; грубая речь – к выслушиванию неприятных вещей; пустая болтовня – к выслушиванию бессмысленных речей; алчные мысли ведут к невозможности реализации надежд (чаяний, помыслов, планов, проектов и т.д.); в результате враждебных мыслей он будет постоянно испытывать страх; ложные воззрения ведут к жизни среди людей, придерживающихся подобных ложных воззрений. В качестве положительного примера для плода, соответствующего своей причине в плане испытываемого опыта (тиб. myong ba rgyu mthun gyi ‘bras bu), приводят домашних питомцев, в частности собак. Жизнь таких питомцев зачастую гораздо спокойнее, беззаботнее и счастливее, нежели у их хозяев. Это результат проявленной в прошлом щедрости. То есть, несмотря на общую неблагую карму (рождение животным), в качестве плода, соответствующего своей причине в плане испытываемого опыта, они имеют сытую и обеспеченную жизнь. С плодом, соответствующим своей причине в плане [желания] деяний всё просто: убивавший в прошлой жизни в этой жизни будет испытывать тягу к убийству и радость от мысли о нём и от его совершения, воздерживавшийся от насилия – к ненасилию, воровавший – к воровству, щедрый – к щедрости, обманщик – ко лжи и т.д. К теме нашего разговора этот плод, как и третий плод – плод, определяющий контроль внешних явлений – проявляющийся через владение внешними объектами, не имеют прямого отношения, и мы приводим их в качестве общей информации.


Итак, исходя из всего вышеизложенного можно определить местоположение наших питомцев в духовной иерархии с точки зрения буддийского учения. Рождение животным это в целом неблагая карма, результат созревшего плода не очень тяжёлой недобродетели, совершённой в состоянии невежества (в данном случае это непонимание или неправильное понимание причинно-следственных связей, невежество, тупость). При этом, рождение именно домашним животным в качестве плода, соответствующего своей причине, говорит о проявлении щедрости, которая безусловно является результатом духовного совершенствования и может быть развита только будучи, как минимум, человеком. То есть, говорить о том, что все живые существа когда-то рождались людьми можно только теоретически (согласно законам логики, мы не можем этого отрицать), но то, что домашние животные в прошлом были людьми, логика доказывает. Далее. Конечно, все животные способны на проявление любви (мы сейчас говорим не об инстинкте, а о чувстве). Но именно домашние питомцы быстро и сильно откликаются на наши чувства, проявляют свои в ответ и привязываются к своим хозяевам. А мы помним, что страсть или, как у нас принято переводить этот термин на русский язык, привязанность (тиб. ‘dod chags), включающая в себя обычную чувственную любовь – это доминирующая эмоция, присущая именно человеку. И это не только объясняет то, почему мы чувствуем симпатию к домашним животным (мы чувствуем в них ровню себе), но и то, что подобная доминанта ума с большой долей вероятности приведёт к рождению человеком. На основании этих рассуждений можно с уверенностью сказать, что прав был тот тибетец, любивший залить за воротник пару литров чанга со своими друзьями – скорее всего, собаки в следующей жизни действительно рождаются людьми. Любителям других домашних животных можно не волноваться, это касается не только собак. Просто так уж исторически и географически сложилось, что для тибетцев домашние питомцы — это в первую очередь собаки. И конечно, я сейчас говорю не только личной позиции моего знакомого, а об общем отношении, распространённом в тибетском сообществе, которое очень сильно подвержено влиянию буддизма и добуддийских духовных практик.

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Что думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцыЧто думают о домашних питомцах тибетцы

Можем ли мы помочь своим питомцам?


Теперь, наверно, настала очередь поговорить о том, как мы можем помочь животным. Не в плане облегчения страдания страданий (тиб. sdug bsngal), то есть обычных страданий, что тоже очень важно, а в плане духовного развития. Буддизм, как духовная практика, направлен на достижение просветления, и предназначен он, в первую очередь, для людей (хотя и не только). Конечно, животным тоже приписывается обладание природой будды, то есть потенциалом для достижения просветления, но поскольку в данной конкретной жизни они, в отличие от людей, не могут получить практическую пользу от Учения, на этом внимание к ним в буддизме, кажется, исчерпывается. Может даже сложиться впечатление, что отношение к животным, как и в любой другой сфере человеческой жизни, исключительно потребительское – они рассматриваются, в основном, как один из объектов, по отношению к которым можно проявлять и, соответственно, развивать такие благие качества, как милосердие, любовь и т.д., то есть накапливать заслуги. И в общем, это здорово, но несколько неприятный привкус привносит эгоистическая мотивация – накопление личных заслуг и улучшение личной кармы. Впрочем, на этом можно не заострять внимание. К тому же предполагается, что всё это выполняется с мыслью о достижении просветления ради блага всех живых существ. И да, подобная мысль действительно достойна героя просветлённого ума. Но что делать тем, кто хочет перейти от намерений к действиям, и не просто в умилении тютюшкать своего питомца, но и способствовать улучшению его кармического багажа? Об этом, к сожалению, мало что сказано или написано. Но мы ведь с вами можем поразмышлять! Повторюсь – поразмышлять, опираясь на знания и логику, а не фантазировать.

Во-первых, обязательно нужно вспомнить то немногое, что говорят о помощи животным буддийские наставники. Буддийские практики, такие как выкуп жизни це-тар (тиб. tshe thar gtong ba), совместный с животными обход священных объектов (например, ступ), начитывание им на ухо мантр и т.д. обладают очень сильным действием. Они обязательно принесут пользу любому животному. Мы не можем сказать, когда именно это произойдёт (это относится к категории очень скрытых явлений), но можем сказать, как и при каких условиях – животное встретится с буддийским учением в случае рождения человеком. Однако, если же животное и дальше будет перерождаться животным (а невежество в виде непонимания причинно-следственных связей, определяющее подобное рождение, само по себе не исчезает) польза эта будет откладывается на неопределённый, и, скорее всего, на очень длительный срок. Оговорюсь, что в данном случае, мы говорили не о домашних питомцах, а о животных в целом.

Есть у этих практик и другие ограничения. Если честно, я не встречал людей, которые выполняли практику выкупа животных в первую очередь ради самих животных, а не ради разрешения проблем со здоровьем у себя или своих родственников. Даже среди высоких лам. Я встречал людей, которые спасали жизнь животным, но никто из них при этом не задумывался о проведении ритуалов. Таковы реалии. А если мы говорим о своём домашнем питомце, то эта практика не применима по определению (выкупить можно только жизнь животных, предназначенных к убиению). Что касается обхода священных объектов. Зададимся вопросом, а много ли у нас в России подобных объектов, особенно в небуддийских регионах? Кто, например, из москвичей возил свою собаку в музей им. Н.К. Рериха, чтобы совершить с ней совместный обход единственной в Москве ступы? С начитыванием мантр ситуация обстоит лучше, но опять же, прослушивание мантр не является непосредственной причиной рождения человеком, что является отправной точкой дальнейшего духовного развития. К слову, как-то мы изучали тему принятия буддийского прибежища, и я спросил своего наставника, существует ли польза от произнесения слов принятия прибежища, например, попугаем. Он ответил, что существует, но очень и очень незначительная, поскольку попугай произносит слова неосознанно. От себя добавлю – такое деяние, также как и прослушивание мантр, не вызревает плодом, определяющим удел, в котором существо рождается.

В этом месте мы подходим к тому, о чём напрямую в буддийских источниках не говорится, но что из духа учения вытекает логически. О принятии рождения человеком. Уточняю, мы говорим не о перерождении человека человеком, об этом в учении сказано много, а о перерождении животного человеком. О причинах и о том, как этому теоретически можно поспособствовать. Итак, начнём с того, что никто не сможет оспорить логически – чтобы животное не переродилось животным, а родилось человеком, необходимо отсечь причины, ведущие к рождению животным, и взрастить причины, ведущие к рождению человеком. Говорить о сознательном отказе животными от совершения недобродетели и о взращивании добродетели мы не можем. Поэтому, в первую очередь, стоит обратить внимание на доминирующие состояния ума. Что ведёт к рождению животным? Непонимание или неправильное понимание причинно-следственных связей, отсутствие привычки к их наблюдению (проще говоря, тупость). Как это состояние устраняется? Воспитанием и интеллектуальным развитием. С первым у нас вроде бы всё в порядке – большинство хозяев приучает питомцев к определённой дисциплине. Каким образом это нужно делать мы обсудим позже. Интеллектуальному же развитию способствуют различные виды дрессировки, сложные игры и, как бы странно это ни казалось, разговоры с животным. Понятно, что дрессировка и сложные игры без понимания причинно-следственных связей не возможны. Но какая польза от разговоров с животными? Они ведь не могут мыслить, используя человеческий язык. Не могут, но отдельные мысли, высказанные человеком, они точно понимают. Эти мысли проходят через поток их сознания и оставляют там серьёзные отпечатки, необходимые для последующего аналитического мышления с использованием абстрактных понятий.

Никакую дрессировку и никакое воспитание невозможно осуществить без терпения и любви, которая зачастую выступает главным побуждающим к обучению стимулом. Кроме того, несмотря на то, что любовь в привычном для нас проявлении это загрязнённое чувство и ничто иное как разновидность страсти, это ещё и доминирующее состояние ума, являющееся причиной рождения человеком. И такая любовь обладает замечательным свойством – чем больше мы любим домашних питомцев, тем больше они (в отличие от женщин) любят нас. А если животные постоянно живут в атмосфере любви и заботы, то это состояние ума становится доминирующим! Добро пожаловать в ряды людей! К тому же, некоторые животные, например, собаки, ради любимых хозяев готовы на самопожертвование, а это уже бесспорная добродетель, напрямую определяющая рождение в благих уделах.

Несколько слов о проявлении воли и ненасилии. Наверно, нет смысла пояснять, что насилие и любовь вещи несовместимые. И при достижении поставленных перед нами целей насилие применять недопустимо. С другой стороны, животное это животное и нет смысла его превозносить. Как и любое обитающее в сансаре существо, оно наполнено эгоизмом и порой стремится к навязыванию своей воли. Поэтому может возникнуть ситуация, когда питомца придётся наказывать. Наказание должно быть соизмеримым и осуществляться в подконтрольном эмоциональном состоянии, во всяком случае без гнева. А ещё лучше, если это будет сделано в состоянии любви (может быть тогда и наказывать расхочется).

Но, возвратимся к основной теме. Любовь, воспитание, обучение и общение – это всё то, что мы с вами и так привыкли делать! Ничего нового, скажет наш знакомый любитель поспорить, и на этот раз ошибётся. Новизна кроется в нашем осознании важности того, чем мы с вами на самом деле ежедневно занимаемся, и в том, на какой уровень это осознание может возвести эффективность нашей заботы. А может быть, подобное понимание подвигнет кого-то приютить бездомную или оставшуюся без хозяина собачку или кошечку. Не лишать же их возможности поскорее стать человеком! Или в нас благородства меньше, чем в тибетцах? Впрочем, оценивайте свои возможности трезво. Мы в ответе за тех, кого приручили!

Юрий Пучко специально для savetibet.ru

Другие статьи автора:


Знакомство с тибетской культурой. Язык жестов

Тибетские поверья и суеверия, касающиеся детей и их рождения

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии

Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре

Молитвенные флаги Тибета

Cад духовной мудрости


Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года

Тибетский Лосар. Главные атрибуты
Просмотров: 4545  |  Тэги: животные

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru