Сохраним Тибет > Ай Вэйвэй: «Стыдно посещать Лхасу, в то время как тибетцы продолжают сжигать себя»
Ай Вэйвэй: «Стыдно посещать Лхасу, в то время как тибетцы продолжают сжигать себя»21 августа 2012. Разместил: Ing |
Ай Вэйвэй держит в руках горсть семян подсолнечника, выполненных из фарфора, на открытии инсталляции «Семена подсолнечника» в Лондонской галерее современного искусства Тейт Модерн 11 октября 2011 года. Ай Вэйвэй в своей работе ассоциировал семечки подсолнечника с культурной революцией в Китае (1966–1976), когда Председатель Мао изображался на пропагандистских плакатах в виде солнца, за которым, как подсолнухи, поворачивали свои головы огромные массы людей. Самый известный китайский художник и жёсткий критик авторитарного правительства в Пекине Ай Вэйвэй сказал, что ему «было бы стыдно» приехать в Лхасу, столицу Тибета, на фоне непрекращающейся волны самосожжений, совершаемых тибетцами. В интервью американскому журналу «Иностранная политика» (Foreign Policy) Ай Вэйвэй отметил, что в Тибете тибетцы горят заживо, но никто не обращает на это внимания. «За последние два года почти сорок тибетцев совершили самосожжения, но об этом никто не рассказывает», - сказал он. На вопрос, посещал ли он ранее древнюю столицу Тибета, пятидесятичетырехлетний художник, которого журнал «Art Review» назвал в прошлом году самым влиятельным художником в мире, ответил, что ему было бы стыдно приехать в Лхасу. «Нет. И мне было бы стыдно туда поехать», - сказал он. «Я думаю, уважать тибетцев, значит не трогать их и оставить их в покое». Художник приобрел международную известность в 2008 году, когда он выступил одним из дизайнеров стадиона «Гнездо» (Birds Nest), возведённого для проведения летних Олимпийских игр в Пекине. Позднее он отказался присутствовать на церемонии открытия и назвал эту Олимпиаду «инструментом пропаганды». После волны выступлений против китайского правления, прокатившейся по Тибету в 2008 году, Ай Вэйвэй заявил журналистам, что, осуждая тибетцев за их протесты, можно добиться лишь дальнейшего ухудшения отношений между ханьцами (крупнейшей народностью в Китае) и тибетцами. «Проблему стараются упростить и свести все к простому нарушению закона тибетцами», - сказал Ай. «Я думаю, что таким образом проблему не решить, это только усугубит вражду между ханьцами и представителями национальных меньшинств, и ещё больше отдалит их друг от друга». Он посоветовал китайцам перестать смотреть на меньшинства, как на рабов, которых они освободили, и признать ошибки, совершенные в прошлом. «У них (тибетцев) есть собственная религия, собственное культурное наследие и свой образ мысли. Мы никогда полностью не понимали их религию и их образ жизни», - сказал художник. «Но мы разрушили их храмы и статуи. Это непреложный исторический факт». «Эти проблемы необходимо решить. В противном случае это будет означать что (наша) политика провалилась. Нужно искать пути к диалогу. Недостаточно просто обвинять их в сепаратизме». В апреле 2011 года китайская полиция арестовала Ай Вэйвэя по политическим мотивам, обвинив его в уклонении от уплаты налогов. По истечении восьмидесяти одного дня в заключении Ай Вэйвэя выпустили, но запретили покидать Пекин в течение года. (С тех пор он получил разрешение на передвижения внутри страны.) Художник продолжает выступать против цензуры и репрессий китайского правительства через средства массовой информации и посредством своего творчества. phayul.com Перевод: Юрий Пучко Самоcожжения в Тибете
|